В ЛГУ имени А.С. Пушкина прошло расширенное заседание Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию

19 апреля 2023 г. в ЛГУ имени А.С. Пушкина состоялось расширенное заседание Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию, которое включало проведение международного научно-образовательного форума «Специальное образование XXI века» в формате телемоста. Модератор заседания – член Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию, проректор по научной работе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор Лариса Михайловна Кобрина.

С приветственным словом к участникам форума обратились:

Николай Петрович Емельянов — заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам;

Владимир Игоревич Колыхматов — заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, начальник департамента профессионального образования, развития инфраструктуры и организационной деятельности  

Олег Николаевич Смолин — руководитель Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, академик РАО;

Григорий Викторович Двас — ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор экономических наук, профессор.

В заседании приняли участие ведущие ученые-дефектологи России и стран – участниц СНГ. Доклады пленарного заседания затрагивали основные проблемы специального образования в России и в странах Союза Независимых Государств.  

Участники расширенного заседания и форума обменялись опытом в специальном образовании, обсудили современные проблемы в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам и их семьям, и пути решения проблем; определили задачи развития специального образования в ближайшей и долгосрочной перспективе; развитие традиции отечественной научной школы современной дефектологической науки.

 

На пленарном заседании выступили:

Соловьева Татьяна Александровна – председатель Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию; директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования; доктор педагогических наук, профессор.

О деятельности Института коррекционной педагогики по поддержке региональных систем специального инклюзивного образования

 

Кобрина Лариса Михайловна – член Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию; член Общественного совета в области специального и инклюзивного образования стран – участников Содружества Независимых Государств; проректор по научной работе; декан факультета специального (дефектологического) образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор

Алексеева Анастасия Юрьевна – директор Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ленинградской области

Региональная система сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и семей, их воспитывающих

 

Хлебникова Виктория Георгиевна – министр образования и науки Хабаровского края

О развитии системы образования обучающихся с ОВЗ в Хабаровском крае

 

Намоззода Джамшед Ашурмад – ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования Республики Таджикистан, кандидат педагогических наук

Приветственное слово участникам конференции

 

Весова Яна Александровна – заместитель директора департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Крюков Георгий Валерьевич – директор Регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, исполнительный директор Союза дефектологов, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка

Развитие системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ЯНАО. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с учетом региональных особенностей

 

Галеева Альфия Закировна – заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан

О развитии системы образования обучающихся с ОВЗ в Республике Башкортостан

 

Дрозденко Ирина Григорьевна – директор Государственного автономного нетипового профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»; председатель Совета благотворительного фонда «Место под солнцем»

Жизнеустройство граждан с инвалидностью: механизмы межведомственного взаимодействия в сфере комплексного сопровождения участников СВО

 

Нуркельдиева Дильбар Ахмадовна – декан факультета специальной педагогики и инклюзивного образования Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами; кандидат педагогических наук, доцент

Сопровождение детей с особыми потребностями раннего возраста – первые шаги к инклюзии

 

Антропов Александр Петрович – директор института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена; директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена; кандидат педагогических наук, доцент

Социальные практики инклюзивного высшего образования

 

Лазуренко Светлана Борисовна – руководитель Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования; начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Министерства здравоохранения России; ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической реабилитации Института коррекционной педагогики Российской академии образования; доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Онищенко Геннадий Григорьевич – заместитель президента Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии наук, заслуженный врач РФ

Здоровьесбережение обучающихся как условие достижения глобальных целей национального проекта «Образование»

 

Алексеева Татьяна Георгиевна, начальник управления общего образования и итоговой аттестации Министерства образования и науки Республики Татарстан

О развитии системы образования обучающихся с ОВЗ в Республике Татарстан

 

Денисова Ольга Александровна – член Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию; член Общественного совета в области специального и инклюзивного  образования стран – участников Содружества Независимых Государств; заведующая кафедрой дефектологического образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета; директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа Череповецкого государственного университета; доктор педагогических наук, профессор

Система специального регионального образования: опыт и перспективы развития

 

Хитрюк Вера Валерьевна – заместитель председателя; член Общественного совета в области специального и инклюзивного образования стран – участников Содружества Независимых Государств; директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка; доктор педагогических наук, профессор

Система образования детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь: проблемные вопросы и пути решения

 

Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна – член Общественного совета в области специального и инклюзивного образования стран – участников Содружества Независимых Государств; директор научно-практического центра «Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов Республики Казахстан»; доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая

Инклюзивно ориентированная подготовка специальных педагогов в казахстанских вузах

 

Джапарова Замира Бердибековна – член Общественного совета базовой организации стран-участниц Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; зав.кафедрой  кафедры специальной педагогики и психокоррекции факультета педагогики Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева, кандидат педагогических наук

Проблемы и перспективы формирования профессиональной компетентности будущих олигофренопедагогов (опыт Кыргызской Республики)

 

Алмазова Анна Алексеевна – директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Прогностические эффекты выработки единых подходов к определению содержания и структуры системы подготовки дефектологов

 

Каримова Ирина Холовна – вице-президент Академии образования Таджикистана; академик Академии образования Таджикистана; доктор педагогических наук, профессор

Инклюзия как фактор доступности качественного образования

 

Адамян Айкуи Арташесовна – заместитель директора Республиканского педагого-психологического центра Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения

Инклюзивное образование: вызовы времени

 

Расширенное заседание Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию и пленарное заседание форума транслировалось в официальной группе университета в социальной сети «ВКонтакте», запись можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/lengu?w=wall-29330885_12067. Зафиксировано более 3500 подключений.

 

Работа конференции продолжилась 20 апреля на секционных заседаниях:

 

«Инклюзивное образование: теория и практика»

Руководитель секции: Овчинникова Татьяна Сергеевна – заведующий кафедрой коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор.

 

«Сурдопедагогика XXI века»

Руководители секции:

Кукушкина Ольга Ильинична – заведующий научно-исследовательской лабораторией инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;

Малофеев Николай Николаевич – профессор кафедры логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО.

 

«Теоретические и прикладные аспекты логопедической помощи в системе образования»

Руководитель секции: Ильина Галина Михайловна – заведующий кафедрой логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, кандидат педагогических наук, доцент.

 

Участники форума – представители образовательных и научных организаций:

Архангельской области;

Башкортостана;

Волгограда;

Вологодской области;

Воронежа;

Екатеринбурга;

Калининградской области;

Красноярского края;

Ленинградской области;

Москвы;

Московской области:

Мордовии;

Новгородской области;

Новосибирска;

Мурманской области;

Пензенской области;

Псковской области;

Республики Карелия:

Республики Крым;

Республики Коми;

Республики Саха;

Ростова-на-Дону

Ростовской области:

Самары;

Санкт-Петербурга;

Саратова;

Свердловской области:

Севастополя;

Татарстана;

Хабаровского края;

Челябинской области;

Чувашии;

Ямало-Ненецкого автономного округа.

А также представители различных стран, в числе которых Казахстан, Беларусь, Армения, Таджикистан, Кыргызстан. 

По итогам форума будет издан сборник научных трудов, который будет проиндексирован в РИНЦ. 

 

 

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина