Научно-образовательный форум «Специальное образование XXI века»

20 апреля 2022 г. состоялось расширенное заседание Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, которое включало проведение международного научно-образовательного форума в формате телемоста «Специальное образование XXI века». Модератором заседания выступила проректор по научной работе ЛГУ им. А.С. Пушкина Лариса Михайловна Кобрина.

Организаторы форума:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Общественный совет базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования

Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Череповецкий государственный университет

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Ресурсный учебно-методический центр Северо-Западного федерального округа Череповецкого государственного университета

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Ресурсный центр инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета 
имени М.В. Ломоносова

Московский педагогический государственный университет

Государственное автономное нетиповое профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна

Республиканский педагого-психологический центр министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения

Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева

Академия образования Таджикистана

Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования Министерства образования и науки Республики Таджикистан

С приветственным словом к участникам обратились

Реброва Вероника Ивановна – председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области; кандидат педагогических наук

Двас Григорий Викторович – ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор экономических наук, профессор

Жук Александр Иванович – председатель Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка; доктор педагогических наук, профессор

Васильева Ольга Юрьевна – президент Российской академии образования; академик Российской академии образования, доктор исторических наук, профессор

Лазуренко Светлана Борисовна – член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доцент

Рахмонкулова Наргиз Хаджиакбаровна – проректор по международному сотрудничеству Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами; доктор педагогических наук, профессор

Карапетян Сирануш Геворковна – член Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; декан факультета специального и инклюзивного образования Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна; кандидат педагогических наук; профессор

Литвинова Тамара Александровна – уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области, кандидат педагогических наук

Намоззода Джамшед Ашурмад – ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования; кандидат педагогических наук (Республика Таджикистан)

На пленарном заседании выступили

Хитрюк Вера Валерьевна – заместитель председателя Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка; доктор педагогических наук

Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы

Соловьева Татьяна Александровна – директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования; доктор педагогических наук

Клинико-психолого-педагогическое исследование современных детей с ОВЗ

Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна – директор научно-практического центра «Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов Республики Казахстан»; доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая

Научно-методическое обеспечение подготовки специальных педагогов (дефектологов)

Каримова Ирина Холовна – вице-президент Академии образования Таджикистана; академик Академии образования Таджикистана; доктор педагогических наук, профессор

Инклюзивное образование в Таджикистане: опыт и перспективы

Сваджян Араксия Оганесовна – директор Республиканского педагого-психологического центра Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения; кандидат педагогических наук 

Вызовы инклюзивного образования

Антропов Александр Петрович – директор института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, кандидат педагогических наук

Региональная система психолого-педагогического сопровождения обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью

Денисова Ольга Александровна – член Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; заведующая кафедрой дефектологического образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета; директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа Череповецкого государственного университета; доктор педагогических наук, профессор

Специальные условия для образования, абилитации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха

Дрозденко Ирина Григорьевна – директор Государственного автономного нетипового профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»; председатель Совета благотворительного фонда «Место под солнцем»

Комплексное сопровождение граждан с особенностями интеллектуального и психического развития в рамках профессиональной реабилитации

Кантор Виталий Зорахович – член Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена; доктор педагогических наук, профессор

Практика инклюзивного образования детей с ОВЗ: уровень компетентностного обеспечения

Алмазова Анна Алексеевна – директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук

Концепции логопедической помощи в современном пространстве инклюзивного образования

Флотская Наталья Юрьевна – член Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; директор высшей школы психологии, педагогики и физической культуры; профессор кафедры специальной педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова; доктор психологических наук, доцент

Усова Зоя Михайловна – директор Ресурсного центра инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова 

Деятельность Ресурсного центра инклюзивного образования САФУ имени М.В. Ломоносова как эффективная практика по применению новых технологий обучения, воспитания, социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в вузе

Нуркелдиева Дилбар Ахмадовна – декан факультета Специальной педагогики и инклюзивного образования Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами; кандидат педагогических наук, доцент

Подготовка специальных педагогов в системе высшего образования в Узбекистане

Литвиненко Игорь Вячеславович – заведующий кафедрой и клиникой нервных болезней Военно-Медицинской Академии имени С.М. Кирова; главный невролог Министерства обороны Российской Федерации; главный научный сотрудник лаборатории инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор медицинских наук, профессор

Новая методология изучения прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы

Фесенко Юрий Анатольевич – главный детский психиатр Санкт Петербурга; заместитель главного врача Центра восстановительного решения «Детская психиатрия имени С.С. Мнухина»; главный научный сотрудник научно-исследовательской лабораторией инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор медицинских наук, профессор

Колесин Александр Николаевич – специалист воспитательной службы Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина

Н. И. Озерецкий – один из основателей российской детской психоневрологии, логопедии и дефектологии

Скуратовская Марина Леонидовна – заведующая кафедрой «Дефектология и инклюзивное образование» Донского государственного технического университета; главный научный сотрудник научно-исследовательской лабораторией инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор

Социокультурная реабилитация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью – опыт Ростовской области

Джапарова Замира Бердибековна – член Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; и.о. зав.кафедрой  кафедры специальной педагогики и психокоррекции факультета педагогики Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева, кандидат педагогических наук

Служба сопровождения как одно из условий успешной реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях (опыт Кыргызской Республики)

Кобрина Лариса Михайловна – член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей; член Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования; проректор по научной работе; декан факультета специального (дефектологического) образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор

Роль отечественной дефектологической науки в развитии специального образования

Трансляция пленарного заседания форума осуществлялась в официальной группе университета в контакте.

Зафиксировано свыше пяти c половиной тысяч подключений. 

Работа конференции продолжилась 21 апреля на 4 тематических секциях:

Развитие коммуникации: современные решения в сурдопедагогике и логопедии

Руководители: Кукушкина Ольга Ильинична – заведующая лабораторией инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор; академик Российской академии образования

Гончарова Елена Львовна – главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор психологических наук, профессор

Красильникова Ольга Александровна – заведующая кафедрой сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена; доктор педагогических наук, профессор

Система психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в Ленинградской области

Руководители: Алексеева Анастасия Юрьевна – директор Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ленинградской области

Фесенко Юрий Анатольевич – главный детский психиатр Санкт Петербурга; заместитель главного врача Центра восстановительного решения «Детская психиатрия имени С.С. Мнухина»; главный научный сотрудник научно-исследовательской лабораторией инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор медицинских наук, профессор

Специальное дефектологическое образование: проблемы и пути решения

Руководители: Овчинникова Татьяна Сергеевна – заведующая кафедрой коррекционной педагогики и коррекционной психологии факультета специального (дефектологического) образования Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор

Литвиненко Игорь Вячеславович – главный невролог Министерства обороны Российской Федерации; заведующий кафедрой и клиникой нервных болезней Военно-Медицинской Академии имени С.М. Кирова; главный научный сотрудник лаборатории инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор медицинских наук, профессор

Современные проблемы науки и практики логопедии

Руководители: Ильина Галина Михайловна – заведующая кафедрой логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; кандидат педагогических наук, доцент

Скуратовская Марина Леонидовна – заведующая кафедрой «Дефектология и инклюзивное образование» Донского государственного технического университета; главный научный сотрудник научно-исследовательской лабораторией инклюзивного и специального образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; доктор педагогических наук, профессор

По итогам форума будет издан сборник научных трудов с индексацией в РИНЦ

 

 

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина