30 ноября в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина состоялась Всероссийская научная конференция «Научное наследие Раисы Ивановны Лалаевой в отечественной логопедии»*, организованная университетом совместно с Центром развития инклюзивного образования Российской академии образования.
Проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор Лариса Михайловна Кобрина, открыв пленарное заседание, рассказала о выдающихся научных достижениях Раисы Ивановны Лалаевой. Затем ведущие ученые-дефектологи продолжили обсуждение вклада Р.И. Лалаевой в развитие фундаментальных представлений о механизмах, структуре и классификации речевых нарушений. Докладчики пленарного заседания:
Филичева Татьяна Борисовна, профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
Туманова Татьяна Володаровна, профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, директор Института специального образования Международного университета психолого-педагогических инноваций, доктор педагогических наук, профессор
Персонализированный подход в логопедии: наследие Раисы Ивановны Лалаевой
Орлова Ольга Святославовна, профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
Вклад профессора, доктора педагогических наук Р.И. Лалаевой в отечественную логопедию
Лопатина Людмила Владимировна, заведующий кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор
Памяти Раисы Ивановны Лалаевой
Филатова Юлия Олеговна, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, профессор кафедры логопедии Института детства, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор РАО
Современное состояние научных основ логопедии
Денисова Ольга Александровна, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, заведующий кафедрой дефектологического образования Череповецкого государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
Раиса Ивановна Лалаева – учитель, исследователь, соратник
Баряева Людмила Борисовна, профессор кафедры управления образованием Новосибирского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор
Проблемы дискалькулии в трудах профессора Р.И. Лалаевой: открытие темы для последующих исследований
Серебрякова Наринэ Витальевна, доцент Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент
Современные подходы к классификации дисфазии (алалии) у детей дошкольного возраста
Титова Тамара Александровна, доцент кафедры логопедии ЛГУ им. А.С. Пушкина
Раиса Ивановна Лалаева: учёный и педагог
Запись пленарного заседания можно посмотреть по ссылке.
Работа конференции продолжилась на двух секционных заседаниях: «Психолингвистический подход к изучению механизмов и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего возраста» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Светлана Юрьевна Горбунова) и «Нарушения речи и их коррекция у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Елена Евгеньевна Китик). Наряду с учеными и учителями-логопедами доклады представили студенты факультета специального (дефектологического) образования.
*Конференция началась с демонстрации видеопрезентации о жизни и научных достижениях выдающегося отечественного ученого-дефектолога Раисы Ивановны Лалаевой, которую подготовила дочь ученого – кандидат педагогических наук, доцент Наринэ Витальевна Серебрякова. Раиса Ивановна разработала общепризнанную концепцию механизмов структуры нарушений письменной речи у младших школьников и создала современную классификацию дислексий и дисграфий. Ей принадлежит комплексная методика коррекции нарушений письменной речи у детей с различными формами патологии. Под ее руководством сформировалась научная школа по изучению сложного речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью. Раиса Ивановна – автор множества учебников, по которым учатся тысячи студентов и работают педагоги. С 2006 г. и до последнего дня своей жизни Р.И. Лалаева заведовала кафедрой логопедии ЛГУ им. А.С. Пушкина.