На факультете философии, культурологии и искусства ЛГУ им.А.С. Пушкина прошла конференция, посвящённая ВХУТЕМАСу.
В январе 2020 года исполняется 100 лет ВХУТЕМАСу, значительной в мировой истории художественной школе, одному из самых влиятельных дизайн-объединений XX века. ВХУТЕМАС - не только педагогическое заведение, но центр новой философии образования, пластических и проектных идей. В свое время активная деятельность художников русского авангарда помогла создать уникальную художественную школу – ВХУТЕМАС.
Главной задачей прошедшей в стенах университета конференции было привлечение внимания к актуальным аспектам наследия ВХУТЕМАСа и его осмыслению в контексте современных цифровых технологий. В конференции принимали участие философы, теоретики дизайна, искусствоведы, практикующие дизайнеры и художники.
Горизонтальные небоскрёбы и проуны (ПрОект Утверждения Нового) Л. Лисицкого, конструктивистские эксперименты А. Родченко, «машинное искусство» В. Татлина, новая философия цвета и абстракционизм В. Кандинского, прорывные архитектурно-пластические идеи К. Мельникова, визуальные и хроматические новации В. Степановой – великие произведения профессоров-авангардистов ВХУТЕМАСа известны и признаны во всем мире. Методика, созданная в те годы, явилась краеугольным камнем в системе дизайнерского образования, существующего до сих пор. По общему признанию, именно интеллектуальная и художественная стилистика авангарда в области архитектуры, промышленной эстетики, графического и средового дизайна, ярко воплотившаяся во ВХУТЕМАСе, явилась важнейшим вкладом России в культуру человеческой цивилизации в ХХ веке. Всё это стало предвестником становления такой тотальной визуальной системы как дизайн. Однако ВХУТЕМАС был не только одним из центров русского авангарда, в его стенах соединяли свои интеллектуальные усилия и представители академического направления (И. Жолтовский, И. Рыльский, А. Щусев, Шехтель), и творцы левых убеждений (Н. Ладовский, В. Кринский, Н. Докучаев), демонстрируя, таким образом, целостность российской философской и художественной традиции. ВХУТЕМАС явился пионером в стремлении утвердить новый подход к обучению промышленных художников. Педагогические идеи дизайнерской пропедевтики, впервые предложенные его преподавателями, стали крепким фундаментом, на котором затем строилось дизайнерское образование в разных странах мира. Вместе с тем, педагогическое, теоретическое и творческое наследие ВХУТЕМАСа, к сожалению, до сих пор еще исследовано не до конца.