Страницы повседневной жизни школьного учителя постсоветской России (по материалам «Учительской газеты» 1995–1998 гг.)

Pages of the everyday life of a school teacher in post-Soviet Russia on the "Teacher's newspaper" materials of 1995–1998

Авторы:
Годовова Елена Викторовна,Астафьев Дмитрий Александрович,

DOI:
10.35231/25422375_2022_2_86

Полный текст714,85 КБ

Авторы на основе публикаций, представленных на страницах периодического издания «Учительская газета» (1995–1998), характеризуют повседневную жизнь педагогов постсоветской России. Привлечение в качестве исторического источника материалов периодической печати при изучении повседневности позволяет исследователю увидеть происходящие события глазами очевидцев, участников событий, показать субъективное, эмоциональное отношение к окружающей действительности, происходящим реформам, изменениям, собственным достижениям, проблемам и трудностям, возникающим в повседневной жизни человека, в случае нашего исследования – представителя педагогической профессии.
Повседневность постсоветского педагога претерпела значительные изменения, начав приобретать экстремальные черты. «Выживание» стало главной, действительно, повседневной задачей, а протесты, забастовки и даже голодовки в какой-то момент перестали быть аномалией и стали нормой повседневности постсоветского учителя.
Публикации в «Учительской газете» 1990-х гг., письма читателей в редакцию показывают нам актуальную картину происходящего в сфере образования и повседневной жизни педагогов в эти годы. Считаем, что обращение к подобному источнику позволяет современному исследователю расширить познавательные возможности в изучении учительской повседневности не только постсоветского времени, но и советской эпохи.


The authors, on the basis of publications presented on the pages of the periodical "Teacher's newspaper" (1995-1998), characterize teachers’ daily life in post-Soviet Russia. Involvement of periodicals as a historical source in the study of everyday life allows the researcher to see the ongoing events through the eyes of eyewitnesses, participants in the events, to show subjective, emotional attitude to the surrounding reality, ongoing reforms, changes, their own achievements, problems and difficulties that arise in everyday life, in case of our study, a representative of the teaching profession.
Everyday life of the post-Soviet teacher has undergone significant changes, beginning to acquire extreme features. “Survival” became the main, indeed everyday task, and protests, strikes and even hunger strikes at some point ceased to be an anomaly and became the norm of everyday life for a post-Soviet teacher
Publications in the "Teacher's newspaper" in the 1990s, letters from readers to the editors show us an up-to-date picture of what was happening in the field of education and the daily life of teachers in these years. We believe that turning to such a source allows a modern researcher to expand cognitive opportunities in the study of teachers' everyday life not only in the post-Soviet period, but also in the Soviet era.

Годовова Елена Викторовна
доктор исторических наук
Оренбургский государственный педагогический университет
Оренбург, Российская Федерация
[email protected]

Астафьев Дмитрий Александрович
кандидат исторических наук
Оренбургский филиал Академии труда и социальных отношений
Оренбург, Российская Федерация
[email protected]

1. Репинецкий А.И., Ипполитов Г.М. История повседневности: некоторые аспекты генезиса и эволюции отрасли исторической науки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 3. – С. 154–161.
2. Репинецкий А.И. Повседневность «запасной столицы» (октябрь 1941– 1943 г.) // Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в судьбах народов и регионов: сб. статей / отв. ред. А.Ш. Кабирова. – Казань, 2015. – С. 323–331.
3. Репинецкий А.И. Три вызова: западный образ жизни как вызов традиционной повседневности населения СССР (вторая половина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) // «Вызов» в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы междунар. науч. конференции / отв. ред. В.А. Веременко. – СПб., 2021. – С. 336–342.
4. Репинецкий А.И., Рябов В.В. Реформирование системы школьного образования в 1958–1964 гг.: задачи и просчёты // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 200–205.
5. Репинецкий А.И. Глобализация образовательного пространства и проблемы школьного исторического образования в России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. – 2014. – № 7 (129). – С. 165–171.
6. Репинецкий А.И. Грамотность и образовательный уровень российского населения в 1960–1970-е гг. // Труды Института российской истории РАН. – 2010. – № 9. – С. 354–373.
7. Белова Н. А. Повседневная жизнь учителей. – М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2015. – 228 с.
8. Кудряшев А.В. Газета «Пионерская правда» как историко-педагогический источник // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 20–21 сентября 2019 г. – М.: Московский пед. гос. ун-т, 2019. – С. 378–389.
9. Кудряшев А.В. Материалы газеты «Пионерская правда» второй половины ХХ века в реконструкции повседневности советских школьников // Поволжский педагогический поиск. – 2018. – № 4(26). – С. 37–46. – DOI 10.33065/2307-1052-2018- 4-26-37-46.
10. Куприянов Б.В., Кудрящев А.В. Борьба советских пионеров с хулиганами по материалам «Пионерской правды» 1950-х – 1960-х гг // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2021. – Т. 12. – № 4(102).
11. Протасова Э.Е. «Программа всеобуча» на страницах уральской периодической печати в начале 1930-х гг. // Историко-педагогические чтения. – 2019. – № 23. – С. 117–121.
12. Братцева О.А. Региональные педагогические журналы как источник самообразования учителей в период становления советской педагогики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9/10(104). – С. 4–10.
13. Клинова М.А. «Она им на все ответчица, наставница новых людей»: образ советского учителя по материалам журнала «Смена» послевоенного периода // Лики культуры в эпоху социальных перемен: материалы Всерос. с междунар. участием науч. конф., Екатеринбург, 23–24 марта 2018 г. / под ред. Н.Б. Кирилловой. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2018. – С. 86–91.
14. Панина Л.Ю. Проблемы подготовки учителей в период перестройки (1985– 1991 гг.) (по материалам журнала «Советская педагогика») // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 1(64). – С. 92–101.
15. Коршунова Н.В., Мищенко А.Н. Забастовки начала 1990-х гг. Как аномалия повседневности постсоветского школьного учителя (на примере Челябинской области) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2019. – Т. 19. – № 1. – С. 22–26.
16. Фролова Г. Вспомнить бы начальникам начало… // Учительская газета. – 1995. – 7 марта. – № 9.
17. Учительская газета. – 1995. – 14 нояб. – № 44.
18. Сычева Л. Портрет на фоне // Учительская газета. – 1996. – 21 нояб. – № 47.
19. Образование в России 2003: стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России); [Редкол.: М. Н. Сидоров – Пред. редкол. и др.]. – [Офиц. изд.]. – М.: Гос. ком. Рос. Федерации по статистике, 2003. – 414 с.
20. Знак беды. Куда ж нам плыть? // Учительская газета. – 1996. – 12 дек. – № 50.
21. Сознательные, но бедные // Учительская газета. – 1996. – 19 дек. – № 51.
22. Козлова М. Штормит // Учительская газета. – 1997. – 27 мая. – № 20.
23. Кробка М. Деньги, голуби, экзамены // Учительская газета. – 1997. – 27 мая. – № 20.
24. Григорьев М. Голодание не по Брэггу // Учительская газета. – 1996. – 21 марта. – № 12.
25. Кучменева О. Полон мешок не муки, а мук // Учительская газета. – 1996. – 31 окт. – № 44.
26. Еремеева Н. Сеном питаться не умеем… // Учительская газета. – 1996. – 21 нояб. – № 47.
27. Самохин Ю. Воспоминания о лете. Замечательный арбуз // Учительская газета. – 1996. – 31 окт. – № 44.
28. География протеста // Учительская газета. – 1998. – 17 нояб. – № 48.

Ключевые слова:
повседневность учителя, постсоветский учитель, периодическое издание, «Учительская газета», письма учителей, забастовки, голодовки everyday life of a teacher, post-Soviet teacher, periodical, "Teacher's newspaper", letters from teachers, strikes, hunger strikes

Для цитирования:

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина