Жизненный путь и педагогическая деятельность Н. Эгенова в Нахичевани-на-Дону

N. Egenov’s Life Path and Pedagogical Activity in Nakhchivan-on-Don

Авторы:
Чориян Степан Кеворкович,

DOI:
10.35231/25422375_2023_3_199

Полный текст329,80 КБ

О деятельности Никиты Эгенова практически ничего не известно. Целью статьи является краткое описание жизненного пути и педагогической деятельности Н. Эгенова. В современной научной литературе тема педагогической деятельности Донских армян мало изучена и представлена по большей части дореволюционными трудами. Стремление жителей армянского г. Нахичевани-на-Дону дать образование подрастающему поколению привело к тому, что руководство города часто было вынуждено прибегать к приглашению преподавателей из-за рубежа. Эгенов, уроженец Османской Империи, в 1820 г. переехал в Россию и в 1848 г. принял подданство Российской Империи. Получив с 1806 по 1813 гг. образование у мхитаристов в монастыре Св. Лазаря в г. Венеции, он начал активную педагогическую деятельность сначала на территории Османской Империи, а затем в Крыму в г. Карасубазаре. В середине XIX века он прибыл в г. Нахичевань-на-Дону, где им была основана мужская частная школа. Представленная статья основана на неопубликованных ранее документах, имеющихся в Государственном архиве Ростовской области. Результаты исследования расширяют круг знаний о деятельности частных лиц, занятых в педагогической деятельностью отдельных регионов Российской империи.


Almost nothing is known about the activities of Nikita Egenov. The purpose of this article is a brief description of N. Egenov’s life and teaching activities. In modern scientific literature, the theme of pedagogical activity of the Don Armenians is little studied, and is mostly represented by pre-revolutionary works. The desire of the Armenian city of Nakhichevan-on-Don inhabitants to educate the younger generation led to the fact that the city's leadership had to invite teachers from abroad. Egenov, a native of the Ottoman Empire, moved to Russia in 1820 and in 1848 accepted citizenship of the Russian Empire. Having received education in 1806–1813 by the Mkhitarists in the monastery of St. Lazar in Venice, he began an active teaching career, first on the Ottoman Empire territory, and then in the Crimea in the city of Karasubazar. In the middle of the 19th century, he arrived in the city of Nakhichevan-on-Don, where he founded a private men's school. The presented article is based on previously unpublished documents deposited in the State Archive of the Rostov Region. The results of the study expand the circle of knowledge about the activities of individuals involved in the pedagogical activities of certain regions of the Russian Empire.

Чориян Степан Кеворкович
-
Российская академия наук
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
[email protected]

1. Богданян М. Из прошлого: О переселении армян из Крыма на Дон. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1989. 51 с.
2. Чмшкян Г. Мои воспоминания. Ереван: Издательство «Луйс», 1952. 200 c.
3. Патканян Р. История основания Новой Нахичевани // Собр. соч. Т. 5. Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1968. С. 253–271. (на армянском языке).
4. Шахазиз Е. О. Нор Нахичеван и новонахичеванцы / пер. с армян. Ш. Шагиняна. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005. 240 с.
5. Поркшеян О. Х. О Нахичевани-на-Дону. Нальчик: «Книга», 1960. 64 с.
6. Бархударян В. Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. 1779–1917. Ереван: «Айастан», 1996. 528 с.
7. Месропян А. В. Церковная политика царской России в Восточной Армении в первой половине XIX века. Ереван: изд-во «Луйс», 1998. 250 c.
8. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 11. Оп. 1. Д. 23.
9. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1865–1870. Т. IV. СПб.: Тип. Императ. Акад. наук, 1871. 1752, 144 стб., 44 с., 40 стб.
10. Сухомлинов М. И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. СПб.: Тип. т-ва «А. С. Суворин», 1889. 227 с.
11. Микаэлян В. История крымских армян. Ереван-Симферополь: ООО «Энергия плюс», 2004. 224 с.
12. Городские поселения. Таганрог градоначальство. Т. 2. 1861 год. СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1860. 589 с.
13. Гуайта Дж. 1700 лет веры. М.: ФАН, 2002. 83 с.
14. Руководство к преподаванию арифметики для учителей. СПб.: «Императорская Академия Наук», 1834. 383 с.
15. Романченко И. Итоги народного образования в Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону: Тип. т-ва П. П. Карояни, 1898. 168 с.
16. Филевский П. П. История города Таганрога. М.: Тип. т-ва К. Ф. Александрова, 1898. 376 с.
17. Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. I. CПб.: Государственная типография, 1896.
18. Шахазиз Е. История образования Новой Нахичевани. Тифлис: Тип. Нерсесян, 1894. 62 с. (на армянском языке).
19. Орманиан М. Армянская Церковь, ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. М.: Тип. Т-ва А. М. Будагов, 1913. 219 с.
20. Казаров С. С. Нахичеванская элита. Конец XVIII начало XX веков: Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2021. 152 с.

Ключевые слова:
донские армяне, Нахичевань-на-Дону, образование, частная школа, церковь, личность учителя, Don Armenians, Nakhichevan-on-Don, education, private school, church, teacher's personality

Для цитирования:
Чориян С. К. Жизненный путь и педагогическая деятельность Н. Эгенова в Нахичевани-на-Дону // История повседневности. – 2023. – № 3. – С. 199–209. DOI: 10.35231/25422375_2023_3_199. EDN: HBYXAX Choriyan, S. K. (2023) Pedagogicheskaya deyatel'nost' N. Egenova v Nahichevani-na-Donu v seredine XIX veka [N. Egenov’s Life Path and Pedagogical Activity in Nakhchivan-on-Don]. Istoriya povsednevnosti [History of everyday life]. No. 3. Pp. 199–209. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2023_3_199. EDN: HBYXAX

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина