Реализация праздничного советского календаря в еврейских школах в 1920-е гг. (на примере учебных заведений г. Красноярска и г. Ачинска)

The Implementation of the Festive Soviet Calendar in Jewish Schools in the 1920s (on the Example of Educational Institutions in Krasnoyarsk and Achinsk)

Авторы:
Тишкина Ксения Алексеевна,

DOI:
10.35231/25422375_2023_3_132

Полный текст386,42 КБ

Статья посвящена рассмотрению реализации во время учебного процесса праздничного советского календаря среди учащихся еврейских школ Красноярска и Ачинска. Ключевым революционным праздником являлась годовщина Октябрьской революции. К этой дате готовились заранее, а в дни празднования проходила насыщенная торжественная программа. Учащиеся максимально вовлекались в процессы организации мероприятий. Они украшали школы, изготавливали транспаранты с лозунгами, в том числе и на еврейском языке, декламировали стихотворения, принимали участие в театрализованных постановках. Благодаря привлечению широкого круга источников удалось установить, что празднование юбилейных исторических дат занимало значительное место в реализации учебного процесса. Школьники не только принимали участие в праздничных торжествах, но и изучали предпосылки того или иного исторического события. Установлено, что проводимая в советском государстве антирелигиозная политика так же отразилась на деятельности национальных учебных заведений. Со второй половины 1920-х гг. празднование Хануки и Пурима в еврейских школах не проводилось, а выходной день с субботы был перенесен на воскресенье. Сделан вывод, что праздники имели большое влияние на формирование личности советского гражданина.


The article is devoted to the realization during the educational process of the Soviet holiday calendar among the students of Krasnoyarsk and Achinsk Jewish schools. The key revolutionary holiday was the October Revolution anniversary. The pupils prepared for this date in advance, and during the days of celebration they carried out a rich festive program. Pupils were involved as much as possible in the processes of the events’ organizing. They decorated schools, made banners with slogans, including those in Hebrew, recited poems, and took part in theatrical performances. Through the use of a wide range of sources, it has been possible to establish that the celebration of historical anniversaries played an important role in the teaching process. Pupils not only took part in the festivities, but also studied the background of this or that historical event. It was found that the antireligious policy, conducted in the Soviet state, was also reflected in the activity of national educational institutions. Since the second half of 1920s the holidays of Hanukkah and Purim were not celebrated in Jewish schools, and the day off from Saturday was moved to Sunday. It is concluded that the holidays had a great influence on the formation of the personality of a Soviet citizen.

Тишкина Ксения Алексеевна
кандидат исторических наук
Сибирский федеральный университет
Барнаул, Российская Федерация
[email protected]

1. Чистяков С. С. Формирование новой еврейской национальной школы в Советской России (1920–1923 гг.) // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 3. – С. 287–290.
2. Чистяков С. С. Вопрос о языке еврейской национальной школы в работе народного комиссариата просвещения РСФСР (1918–1919 гг.) // Власть. – 2011. – № 5. – С. 107–109.
3. Яковлева Г. Н. Традиционные бытовые практики евреев Витебщины в контексте советских реалий 1920-х гг. // Метаморфозы истории: научный альманах. – 2014. – Вып. 5. – С. 317–342.
4. Яковлева Г. Н. Советские еврейские детские сады 1920-х гг. на Витебщине и их роль в политической социализации детей и родителей // Евреи России, Европы и Ближнего Востока: история, культура и словесность: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14 апреля 2019 г. – СПб.: Петербургский институт иудаики, 2019. – С. 167–174.
5. Яковлева Г. Н. Советские еврейские школы на Витебщине в 1920-е гг. // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии, Витебск, 25–27 апреля 2019 г. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. – С. 279–283.
6. Бибикова В. В. Становление единой трудовой школы в 20-е годы XX века в Приенисейской Сибири. Красноярск: ВВВ, 2008. 352 с.
7. Орехова Н. А. Образовательная деятельность еврейских общин в Енисейской губернии (середина XIX и начало XX вв.) // История науки и образования в Сибири: сборник материалов всероссийской научной конференции, 15–16 ноября 2005 г. – Красноярск: КГПУ, 2006. – С. 128–136.
8. Колокольникова З. У., Казанкова О. А. Краткосрочные курсы как форма подготовки учителей национальной школы в 20–30-е гг. XX века // Materialy IX Mi?dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania s? nauk? i technikami». Volume 19. Pedagogiczne nauki. – Przemy?l: Nauka I studia, 2013. – С. 32–38.
9. Колокольникова З. У. Становление национальных школ Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX в. // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. – 2022. – Т. 86, № 7. – С. 97–107.
10 Гюнтер О. А. Генезис национальной школы некоренного пришлого населения Енисейской губернии в 1860–1920-е гг. // Проблемы социально-экономического развития Сибири: научный периодический журнал. – 2022. – № 1(47). – С. 89–94. DOI: 10.18324/2224-1833-2022-1-89-94.
11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 273.
12. Гигуз Б. Товарищ редактор! // Красноярский рабочий. – 1924. – № 238. – С. 4.
13. МУК «Архив города Ачинска». Ф. Р-275. Оп. 1. Д. 34.
14. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 326.
15. МУК «Архив города Ачинска». Ф. Р-275. Оп. 1. Д. 1.
16. ГААК. Ф. Р-137. Оп. 1. Д. 56.
17. Еврейская школа // Красноярский рабочий. – 1921. – № 92. – С. 6.
18. ГААК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 96.
19. К 20-летию 1905 года // Трудовая правда. – 1925. – № 37. – С. 4.
20. Пронкин В. К 20-ти летию 1905 г. // Трудовая правда. – 1925. – № 40. – С. 4.
21. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 190.
22. Шаповалов С. Н. Советские революционные праздники в 1918–1920-е гг. // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 1. – С. 288–294.
23. Соболева А. Н. «Осовечивание» религиозных праздников в 1920-е гг. // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 4. –С. 246–249.
24. Багдасарян С. Д. День урожая в советской деревне 1920-х гг.: мотивы создания и порядок празднования (на материалах Дона, Кубани, Ставрополья) // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. – 2013. – № 1. – С. 44–50.
25. ГАКК. Ф. П-59. Оп. 1. Д. 46.
26. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 141.
27. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 273.

Ключевые слова:
Сибирь, Енисейская губерния, Ачинск, Красноярск, евреи, национальная школа, революционные праздники, Don Armenians, Nakhichevan-on-Don, place of memory, Balabanov groves, landscaping

Для цитирования:
Тишкина К. А. Реализация праздничного советского календаря в еврейских школах в 1920-е гг. (на примере учебных заведений г. Красноярска и г. Ачинска) // История повседневности. – 2023. – № 3. – С. 132–145. DOI: 10.35231/25422375_2023_3_132. EDN: TINHEB Tishkina, K. A. (2023) Realizaciya prazdnichnogo sovetskogo kalendarya v evrejskih shko-lah v 1920-e gg. (na primere uchebnyh zavedenij g. Krasnoyarska i g. Achinska) [The Implementation of the Festive Soviet Calendar in Jewish Schools in the 1920s (on the Example of Educational Institutions in Krasnoyarsk and Achinsk)]. Istoriya povsednevnosti [History of everyday life]. No. 3. Pp. 132–145. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2023_3_132. EDN: TINHEB

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина