Профессионально-личностное становление детей-сирот в организациях среднего профессионального образования

Авторы:
Архиповская Елена Петровна,

DOI:
-

Полный текст365,93 КБ

Введение. В статье рассматриваются проблемы профессионально-личностного становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в средних профессиональных образовательных организациях; подготовка будущих специалистов из числа детей-сирот через поддержку и создание организационно-педагогических условий для их полноценного профессионально-личностного становления с учетом целей образования, их личные предпочтения, организационно-педагогические условия как традиционного, так и дистанционного обучения.
Материалы и методы. В данном исследовании были применены следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы профессионально-личностного становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством изучения философской, педагогической, психолого-педагогической, социологической литературы, нормативно-правовых актов и статистических данных.
Результаты исследования. Анализ исследований последних пяти лет показывает, что приоритеты профессионального образования смещены в пользу школ и высшего образования, но далеко не все дети-сироты после получения среднего общего образования могут сразу профессионально-личностно самоопределиться и поставить перед собой такую приоритетную задачу, как поступление в высшие учебные заведения. Для этих детей средние профессиональные образовательные организации являются связующим звеном. Здесь они находятся в поиске своей будущей профессии (своего места в жизни), вырабатывают личные жизненные принципы и убеждения, формируют личностные идеалы и самоопределяют свою социальную роль как в личной жизни, так и в общественной. Результаты исследования могут послужить основой для разработки и внедрения предложений и практических рекомендаций в существующую систему среднего профессионального образования, повышения качества и эффективности профессионально-личностного становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обсуждение и выводы. В данной статье показано, что в условиях организаций среднего профессионального образования необходимо создавать организационно-педагогические условия для профессионально-личностного становления детей сирот и вести целенаправленную работу с обучающимися. Современная социокультурная ситуация требует обратить особое внимание на необходимость дать детям-сиротам возможность профессионально самоопределиться не под авторитарным господством взрослого человека, а самостоятельно и не единожды, а столько, сколько им необходимо для достойного применения своих талантов и способностей и быть полезными Родине. Поэтому их профессионально-личностное становление становится неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса.

Архиповская Елена Петровна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
elkaarhipka@mail.ru

1. Алексеева Е.Д. Современные технологии предвидения профессионального будущего человека // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 78–81.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23–24.
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика. С. 5–328.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
5. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988. № 2 март-апрель. С. 19–27.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 508 с.
7. Коновалова Л. В. Проектные технологии в этнокультурном образовании // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2018. № 4. С. 311–321.
8. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн.: Народная Асвета, 1984. 244 с.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
10. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1995. 464 с.
11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 387 с.
12. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 85.
13. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: моногр. Уфа, 20004. 258 с.
14. Соболева И.А. Необходимость применения личностно-ориентированного обучения при подготовке специалистов среднего звена // Теория и практика образо-вания в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, дек. 2014 г. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 305–306.
15. Федорова Ю.А., Хахлова О.Н. Профессиональное самоопределение студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагоги-ческий журнал Башкортостана. 2016. № 1(62). С. 125–132.
16. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки: моногр. М.: УРАО, 1997. 99 с.
17. Яруллина, Л.Р. Профессиональное и личностное самоопределение как по-иск смысла в выбираемой профессии // Вестник ТИСБИ. 2004. № 2. С. 20–31.

Ключевые слова:
профессиональное становление, профессиональная ориентация, личностное становление, социальная адаптация, социальное сиротство, организационно-педагогические условия.

Для цитирования:
Архиповская Е.П. Профессионально-личностное становление детей-сирот в организациях среднего профессионального образования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 120–140.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина