Введение. В статье рассмотрены вопросы значимости и особенностей формирования экологической культуры у российских студентов как наиболее активной и образованной социальной группы современной молодежи, в том числе в сравнении со спецификой формирования экологической культуры у студентов зарубежных стран. На основе анализа опубликованных исследований, включая проведенных авторами ранее, отмечены некоторые аспекты формирования и развития у студентов различных компонентов экологической культуры – когнитивного, деятельностного, аксиологического.
Представлены результаты социологического исследования, характеризующие некоторые показатели экологической культуры студентов Санкт-Петербурга, – их знания о проблемах окружающей среды и устойчивого развития, ценностные ориентации, отношение к эколого-образовательным технологиям и экологически ориентированной деятельности. Такое исследование было проведено в рамках разработки Концепции экологического просвещения Санкт-Петербурга, выполняемой по заданию администрации города.
Материалы и методы. Выборка исследования – студенты вузов Санкт-Петербурга разных направлений профессиональной подготовки (гуманитарного, естественнонаучного, технического, экономического, творческого), различного уровня (бакалавриат, магистратура) и года обучения. Методы исследования – анкетирование, интервьюирование (уличное и аудиторное), обсуждение проблемных вопросов в фокус-группах.
Ведущий метод исследования – анкетирование. Вопросы анкеты были сгруппированы по пяти содержательным направлениям (блокам) – «Знания», «Незнания», «Ценности», «Технологии», «Активность»; полученные данные обрабатывались в соответствии с такой структурой опроса и впоследствии обобщались. По отдельным показателям результаты анкетирования (самооценка студентов) сравнивалась с экспертной оценкой (преподаватели; метод фокус-группы) и/или с данными зарубежных исследований (по сходным позициям).
Результаты. Проведенное исследование позволило сделать определенные вы-воды об экологической подготовке студентов, о понимании этой социальной группой молодежи значимости экологических проблем и своей ответственности за их решение, о готовности студентов к экологической деятельности. На основе обобщения полученного фактологического материала определены перспективные направления в развитии экологического просвещения студентов – интеграция формального и неформального экологического образования, расширение международного сотрудничества в этой области и другие.
Обсуждение и выводы. Обозначены концептуальные направления деятельности по экологическому просвещению студентов Санкт-Петербурга.
Алексеев Сергей Владимировичдоктор педагогических наук, профессор
Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-Петербург, Российская Федерация
alekseev_sv2004@mail.ru
Костецкая Галина Анатольевнакандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт- Петербург, Российская Федерация
galina-kosteckaya@yandex.ru
1. Алексеев С.В. К вопросу об ожиданиях людей и результатах экологического образования // Вестник экологического образования в России. 2014. Т.2. №72. С. 227–228.
2. Алексеев С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения // Окружающая среда Санкт-Петербурга. 2018. №2(8). С. 53–61.
3. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Современные экологические проблемы глазами школьников: результаты социологического исследования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2018. №4. С. 265–278.
4. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А. Экологическая концепция школь-ного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и методики его изучения // Безопасность жизнедеятельности. 2017. №2. С. 59–64.
5. Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика / под общ. ред. С.В. Алексеева. СПб.: СПб АППО, 2015. 230 с.
6. Бордовская Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. 2013. №2. С. 4–11.
7. Бордовская Н.В. Методологический статус понятия «Исследовательский потенциал студента» // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. №2(26). С. 99–120.
8. Васильева Т.В., Костецкая Г.А. Education in the field of ecology and safety of vital activity: aspects of development // Journal of International Scientific Publications: Educa-tional Alternatives. 2013. T.11. №3. С. 76–92.
9. Егорова Л.Г., Ермолаева П.О., Носкова Е.П. Динамика экологического сознания горожан (на примере г. Казани) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. №6. С. 23–33.
10. Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. №12(344). С.80–88.
11. Калашникова М.Б. Особенности отношения к здоровью студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2015. №5. С. 61–66.
12. Корякина Н.И. Просвещение в интересах устойчивого развития: современное содержание и методы. Сургут: Винчера, 2011. 60 с.
13. Материалы SEEPS Sustanability Education in European Primary Schools. Moray House of Education. Edinburg, 1997.
14. Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2012. №9-3. С. 630–634.
15. Рипачева Е.А. Модели интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №69. С. 469–473.
16. Рипачева Е.А. Сравнительная характеристика экологического просвещения в России, Великобритании и Канаде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. №5-2 (47). С. 74–79.
17. Садыкова А.А., Ниязова А.А. Формирование экологических компетенций в процессе подготовки будущих педагогов // Фундаментальные исследования. 2014. №11-9. С. 2066–2069.
18. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев / под ред. А. И. Чистобаева. СПб.: СПб НЦ РАН, ВВМ, 2005. 254 с.
19. Экологическое образование: опыт России и Германии / под ред. В.И. Дани-лова-Данильяна, С.Н. Глазачева, Р. Лоба. М., 1997. 515 с.
20. Ali Khan S. Sustainable Development Education in the UK: the Challenge for Higher Education Institutions // Planet. 2002. Vol. 8. Iss. 4. P. 15–16.
21. Arthur D., Forbes J., Houghton E. Environmental Education Ontario. Ottawa, 2004. 24 p.