Введение. В истории философских учений всегда заметную роль играло понимание образовательно-педагогического процесса. Мыслители разных направлений обращались к вопросам образования, формулируя ценные идеи, которые остались актуальными и в нынешних реалиях современного образования, ориентированного на новые информационные технологии. Цель статьи – выявление преимуществ и недостатков цифровизации образования в сравнении с традиционными подходами.
Содержание. Важным инструментом для сопоставления традиций и новаций в образовательных стратегиях является аналитический обзор истории философской мысли по вопросам образования. Некоторые современные формы или виды образовательного процесса, хоть и дают доступ к обучению, нередко ориентированы на описательный характер информации, что умаляет важность эмоциональной и духовной сферы человека, особенно в гуманитарных дисциплинах. Цифровизация образования может ограничивать возможности обучающихся и лишать их живого диалога и личной вовлеченности. Мировое наследие проблем образования демонстрирует, что некоторые идеи и методы, разработанные в древности, остаются актуальными и в современных условиях. В античной философии признавалась ценность образования как инструмента формирования граждан, делался акцент на мудрость и добродетели. Аль-Фараби подчеркивал важность направления человека к совершенству через образование, Конфуций – необходимость развития сильных моральных качеств в каждом человеке. Философия Востока, включая буддийскую мысль, придает ценность мудрости и внутреннему развитию, подчеркивая гармонию и баланс в жизни. Важность обучения на протяжении жизни и интеграция в общество подчеркиваются как ключевые аспекты образования.
Выводы. Исследование взглядов на образование в истории философской мысли показывает, что основные цели включали развитие нравственных ценностей, формирование гражданской позиции, развитие интеллектуальных способностей, подготовку к профессиональной деятельности и передачу культурного наследия. Эти цели и сегодня остаются актуальными. Современная цифровизация образования приносит новые возможности и вызовы. Важно не только использовать новейшие технологии, но и сохранять ценности и цели образования, которые сформировались за многие века. Развитие образования должно быть сбалансировано с сохранением фундаментальных гуманитарных наук, которые являются основой устойчивого развития цивилизованного общества.
Introduction. Understanding of the educational and pedagogical process has always played a significant role in the history of philosophical teachings. Thinkers of different directions addressed the issues of education, formulating valuable ideas that remained relevant in the current realities of modern education focused on new information technologies. The purpose of the article is to identify the advantages and disadvantages of digitalization of education in comparison with traditional approaches.
Content. An important tool for comparing traditions and innovations in educational strategies is an analytical review of the history of philosophical thought on education. Some modern forms or types of the educational process, although they provide access to learning, are often focused on the descriptive nature of information, which detracts from the importance of the emotional and spiritual sphere of a person, especially in the humanities. Digitalization of education can limit the opportunities of students and deprive them of a lively dialogue and personal involvement. The world heritage of educational problems demonstrates that some ideas and methods developed in ancient times remain relevant in modern conditions. Ancient philosophy recognized the value of education as a tool for the formation of citizens, and emphasized wisdom and virtue. Al-Farabi emphasized the importance of guiding a person to perfection through education, Confucius emphasized the need to develop strong moral qualities in every person. The philosophy of the East, including Buddhist thought, attaches value to wisdom and inner development, emphasizing harmony and balance in life. The importance of lifelong learning and integration into society are emphasized as key aspects of education.
Conclusions. The study of views on education in the history of philosophical thought shows that the main goals included the development of moral values, the formation of a civic position, the development of intellectual abilities, preparation for professional activity and the transfer of cultural heritage. These goals remain relevant today. Modern digitalization of education brings new opportunities and challenges. It is important not only to use the latest technologies, but also to preserve the values and goals of education that have been formed over many centuries. The development of education must be balanced with the preservation of the fundamental humanities, which are the basis for the sustainable development of a civilized society.
Лаптева Александра Вадимовна—
Балтийской государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lapteva_av@voenmeh.ru
Хомелева Рамона Александровнадоктор философских наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Санкт-Петербург, Российская Федерация
homeleva@yandex.ru
1. Аякова Ж. А. Основы буддийского мировоззрения: Четыре благородные истины и наука о сострадании // Вестник БГУ. Философия. – 2020. – № 3. – С. 44?52. DOI: 10.18101/1994-0866-2020-3-44-52 EDN: TDVGKX
2. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / пер. с нем. М. Н. Ботвинник. – М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997. – С. 199–225.
3. Камаева Л. О. Образование как возвышение личности учащегося (к вопросу поиска магистрального направления в философии образования) // Омские социально-гуманитарные чтения: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф., Омск, 17–19 марта 2020. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. – С. 105–111. EDN: GAVDHF
4. Козлова Е. П. Диалог Сократа и его педагогический потенциал // Альманах современной науки и образования. – 2011. – № 9 (52). – C. 66–72. EDN: OPMMFL
5. Мейдер В. А. Гуманистические идеалы Цицерона // Logos et Praxis. – 2006. – № 5. – С. 41–46.
6. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3 / под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1994.
7. Сенека Луций Анней. Философские трактаты / пер. с лат., вступ. ст., комм. Т. Ю. Бородай. – СПб.: Алетейя, 2001–400 с.
8. Тихонов А. Н. Философские основания взглядов Авиценны на образование // Научный альманах. – 2015. – Т. 8. – № 10. – С. 1407–1410. DOI: 10.17117/na.2015.08.1407. EDN: ULGUZR
9. Al-Farabi. Tahsil al-sa’ada / ed. by Ja’afar Al Yasin. – Beirut: Dar al-Andalus, 1983.
10. Diener D. Plato: The Great Philosopher-Educator // Classical Academic Press. – 2015. – Vol. 1. – Pp. 12–19.
11. Khoshnaw M. N. Alfarabi’s Conversion of Plato’s Republic // Advances in Literary Study. – 2014. – Vol. 2. – No. 1. – Pp. 5–8. DOI: 10.4236/als.2014.21002
12. Rahimah E., Sakinah S. Educational views of Ibnu Sina // AL–IRSYAD: JOURNAL OF ISLAMIC AND CONTEMPORARY ISSUES. – 2017. – Vol.2. – No. 1. – Pp. 13–24. DOI:10.53840/alirsyad.v2i1.23
13. Tan C. Confucius // International Handbook of Philosophy of Education. – 2018. – Vol. 1 – Pp. 91–101.
1. Ayakova, Zh. A. (2020) Osnovy buddijskogo mirovozzreniya: Chetyre blagorodnye istiny i nauka o sostradanii [Basic Buddhism: The four noble truths and the science of compassion]. Vestnik BGU. Filosofiya. [BSU Journal. Philosophy]. No. 3. Pp. 44?52. (In Russian). DOI: 10.18101/1994-0866-2020-3-44-52 EDN: TDVGKX
2. Jaeger, W. (1997) Pajdejya. Vospitanie antichnogo greka (epokha velikikh vospitatelej i vospitatel'nykh sistem) [Paideia. The upbringing of the ancient Greek (the era of great educators and educational systems)]. Moskva: GLK. Pp. 199–225. (In Russian).
3. Kamaeva, L. O. (2020) Obrazovanie kak vozvyshenie lichnosti uchashchegosya (k voprosu poiska magistral'nogo napravleniya v filosofii obrazovaniya) [Education as the elevation of the student's personality (on the issue of finding the main direction in the philosophy of education)]. Proceedings of the International Conference. Omsk: Omsk State Technical University. Pp. 105–111. (In Russian). EDN: GAVDHF
4. Kozlova, E. P. (2011) Dialog Sokrata i ego pedagogicheskij potentsial [Dialogue of Socrates and his pedagogical potential]. Al'manakh sovremennoj nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education]. No. 9 (52). Pp. 66–72. (In Russian). EDN: OPMMFL
5. Mejder, V. A. (2006) Gumanisticheskie idealy Tsitserona [Cicero's humanistic ideals] Logos et Praxis [Logos and practice]. No. 5. Pp. 41–46. (In Russian).
6. Platon. (1994) Sobranie sochinenij v chetyrekh tomakh. Т. 3 [Collected works in four vols. Vol. 3] Moskva: Mysl'. (In Russian). Pp. 295–307. (In Russian).
7. Seneka, L. A. (2001) Filosofskie traktaty [Philosophical treatises] Sankt-Peterburg: Aleteya. (In Russian).
8. Tikhonov, A. N. (2015) Filosofskie osnovaniya vzglyadov Avitsenny na obrazovanie [The philosophical foundations of Avicenna’s educational views]. Nauchnyj al'manakh [Science almanac]. Vol. 8. No. 10. Pp. 1407–1410. (In Russian). DOI: 10.17117/na.2015.08.1407. EDN: ULGUZR
9. Al-Farabi (1983) Tahsil al-sa’ada / edited by Ja’afar Al Yasin. Beirut: Dar al-Andalus.
10. Diener, D. (2015) Plato: The Great Philosopher-Educator. Classical Academic Press. Vol. 1. Pp. 12–19.
11. Khoshnaw, M. N. (2014) Alfarabi’s Conversion of Plato’s Republic. Advances in Literary Study. Vol. 2. No. 1. Pp. 5–8. DOI: 10.4236/als.2014.21002
12. Rahimah, E., Sakinah, S. (2017) Educational views of Ibnu Sina. AL–IRSYAD: Journal of Islamic and contemporary issues. Vol. 2. No. 1. Pp. 13–24. DOI:10.53840/alirsyad.v2i1.23
13. Tan, C. (2018) Confucius. International Handbook of Philosophy of Education. Vol. 1. Pp. 91–101. DOI:10.1007/978-3-319-72761-5