«…он отравляет детскую душу»: учащиеся и российский кинематограф в начале ХХ в.

"...it poisons the child's soul": pupils and Russian cinema at the beginning of the 20th century

Авторы:
Карпова Вероника Викторовна,

DOI:
10.35231/25422375_2023_1_78

Полный текст409,61 КБ

В статье описывается, как российский кинематограф влияет на здоровье, психику и поведение учащихся низших и средних учебных заведений в начале ХХ в. На основе эволюции отношения к кино анализируются действия, предпринимаемые общественностью для защиты детей от пагубного влияния коммерческих кинематографов. Помимо обсуждения данного вопроса в периодической печати и на профессиональных съездах, предпринимались попытки устройства специальных детских сеансов, учебного кинематографа, введения частичного или полного запрета на посещение учащимися кинотеатров.

Особое внимание обращалось на прямую взаимосвязь посещения кинематографа с ростом подростковой преступности. Раскрываются возможности использования кинолент в организации учебной и внеучебной деятельности и факторы, препятствующие этому. Среди них – недостаток качественных кинолент, подходящих к содержанию учебных программ.

На основе анкетных данных учащихся изучено отношение самих подростков к кинематографу, его воздействие на становление их личности. Выяснено, что подавляющее большинство респондентов отмечали наличие влияния кинематографа на их повседневную жизнь, включая ухудшение самочувствия, чрезмерную возбужденность, переоценку ценностей. При этом, наряду с негативным влиянием, учащиеся отмечали и положительный эффект от просмотренных кинофильмов.


The article reveals the question of influence of Russian cinema on health, psyche and behavior of pupils of lower and secondary schools in the early 20th century. Based on the evolution of attitudes towards cinema, the actions taken by the public to protect children from the harmful influence of commercial cinemas are analyzed. This issue was discussed in press and at professional congresses. Attempts were made to arrange special children's cinema screenings, educational cinematography, and to introduce a partial or complete ban on students visiting cinemas. Particular attention was paid to the direct relationship of cinema visits with the growth of juvenile delinquency. The possibilities of using films in the organization of educational and extracurricular activities and the factors that prevented this are revealed. For example, there is a lack of high-quality films suitable for the content of educational programs. The attitude of teenagers to cinema, its impact on the formation of their personality on the basis of questionnaires of pupils is studied. It was found out that the majority of respondents noted the influence of cinema on their daily lives: deterioration of well-being, excessive excitement, overestimation of values. At the same time, along with the negative influence, the pupils noted the positive effect of the films they watched.

Карпова Вероника Викторовна
кандидат исторических наук
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Проэктор. – 1916. – № 19. – С. 3.
2. Ковалова А. О. Дореволюционное кино и … дети // Киноведческие записки. – 2010. – № 94/95. – С. 362–377.
3. Лихачев Б. С. Кино в России (1896–1927): материалы к истории русского кино. Ч. 1: 1896–1913. Л.: ACADEMIA, 1927. 209 с.
4. Лурье С. Страничка истории. Культурно-просветительный и научный кинематограф // Советское кино. – 1927. – № 1. – С. 8–9.
5. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. 406 с.
6. Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. 2-е изд. М.: Искусство, 1965. 583 с.
7. Ковалова А. О., Цивьян Ю. Г. Кинематограф в Петербурге, 1896–1917: кинотеатры и зрители. СПб.: Мастерская СЕАНС: Скрипториум, 2011. 236 [1] с.
8. Ковалова А. О. Кинематограф в Петербурге, 1907–1917: кинопроизводство и фильмография. – СПб.: Скрипториум: Филологический факультет СПбГУ, 2012. 381 [1] с.
9. Луговая А. В. Ярославские обыватели и кинематограф в начале ХХ в. // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – Т. 1. – С. 51–54.
10. Алексеева Е. П. «Разумный» кинематограф в дооктябрьской Казани: роль профессора Л. О. Даршкевича в становлении просветительского кино // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. – 2016. – Т. 158. – Кн. 4. – С. 995–1001.
11. Юстус И. В., Мосина С. В. Основные направления использования средств киноискусства в воспитании личности в начале ХХ века (на примере Симбирской губернии Ульяновского округа) // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 9. – С. 120–124.
12. Карпова В. В. Кинематограф в преподавании истории в российских школах в начале ХХ века // Модернизация в России: история, политика, образование: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. В. В. Карпова. – Вып. 7. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. – С. 87–92.
13. Никитина Т. Е. Незаменимая живая иллюстрация: научно-просветительский кинематограф в Симбирской губернии в начале ХХ в. // Симбирский научный вестник. – 2016. – № 1 (23). – С. 95–99.
14. Ромм Г. Кинематограф и детская преступность // Кинематограф. – 1916. – № 3. – С. 10–11.
15. Съезды по народному образованию: сборник постановлений и резолюций всероссийских и областных съездов по вопросам народного образования (школьного, внешкольного и дошкольного) с подробным сводным алфавитным указателем содержания / сост. В. И. Чарнолуский. Пг.: журн. «Вестн. нар. образования», 1915. 345 с.
16. Зак А. И. Кинематограф и детская преступность // Журнал уголовного права и процесса. – 1913. – № 4. – С. 17–27.
17. Сине-Фоно. – 1911. – № 11. – С. 9.
18. Вестник кинематографии. – 1914. – № 16/96. – С. 13.
19. Сине-Фоно. – 1912. – № 6. – С. 14.
20. Сине-фоно. –1914. – № 13. – С. 31.
21. Белоусов Е. К вопросу о практическом применении синематографа в школе // Сине-фоно. – 1912. – № 5. – С. 19–20.
22. Никонов Л. «Научный» кинематограф // Русская школа. – 1916. – № 1. – С. 84–99.
23. Саввин Н.А. Кинематограф на службе у истории и литературы // Вестник воспитания. – 1914. – № 8. – С. 183–201.
24. Махаев Н. Кинематограф и учащиеся // Русская школа. – 1916. – № 5–6. – С. 119–136; № 7. – С. 122–147.
25. Л. С. Кинематограф и учащиеся (Ученическая анкета) // Свободное воспитание. – 1916–17. – № 2. – С. 75–90.
26. Сине-Фоно. –1914. – № 9. – С. 12.

Ключевые слова:
российский кинематограф, учащиеся, родители, кинокартина, детская преступность, нравственность, Россия в начале ХХ в, Russian cinema, pupils, parents, motion picture, child crime, morality, Russia at the beginning of the 20th century

Для цитирования:
Карпова В. В. «…он отравляет детскую душу»: учащиеся и российский кинематограф в начале ХХ в. // История повседневности. – 2023. – № 1. – С. 78–95. DOI 10.35231/25422375_2023_1_78 Karpova, V. V. (2023) «…on otravlyaet detskuyu dushu»: uchashchiesya i rossijskij kinematograf v nachale XX veka ["...it poisons the child's soul": pupils and Russian cinema at the beginning of the 20th century]. Istoriya povsednevnosti – History of everyday life. No. 1. Pp. 78–95 (In Russ.). DOI 10.35231/25422375_2023_1_78

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина