Детская тыловая повседневность в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (по воспоминаниям З. М. Астафьевой)

Children's rear everyday life during the Great Patriotic War of 1941–1945 (according to the memoirs of Z. M. Astafieva)

Авторы:
Астафьев Дмитрий Александрович,

DOI:
10.35231/25422375_2022_3_189

Полный текст533,38 КБ

В статье представлены личные воспоминания З.М. Астафьевой о детских годах, проведенных в тылу на Урале. Автор повествует о повседневной жизни детей, оказавшихся в сложных условиях военного времени. Из них мы узнаем, как жили, трудились, играли и учились сельские ребята, детство которых пришлось на трудные годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). На конкретных примерах показаны ключевые элементы детской тыловой повседневности: семья, школьная жизнь, трудовая деятельность, отношения с взрослыми и друзьями, досуг.

Данные воспоминания представляют собой взгляд взрослого человека, возвращающегося спустя долгие годы в мир своего детства. При этом, читая их, возникает ощущение, что Зинаида Максимовна как будто бы записывала их сразу после происходящих событий, каждого дня своего детства в те далекие годы, просто рассказывая, каким видел ребенок мир вокруг него. Несмотря на все сложности и трудности, жизнь ребенка все равно состояла из простых, понятных вещей, радостей и горестей, всегда оставалось время для дружбы, шалостей, игр и забав.


The article presents personal memories of Z.M. Astafieva about the childhood years spent in the rear in the Urals. The author of the memoirs tells about the daily life of children who found themselves in difficult wartime conditions. From them we will learn how rural children, whose childhood fell during the hard years of the Great Patriotic War (1941–1945), lived, worked, played and studied. Concrete examples show the key elements of children's rear everyday life: family, school life, work, relationships with adults and friends, leisure.

These memories represent the view of an adult returning after many years to the world of his childhood. At the same time, while reading them, it seems that Zinaida Maksimovna wrote them down immediately after the events that took place, every day of her childhood in those distant years, simply describing how the child saw the world around. Despite all the difficulties and complications, the child's life still consisted of simple, understandable things, joys and sorrows, there was always time for friendship, pranks, games and fun.

Астафьев Дмитрий Александрович
кандидат исторических наук
Оренбургский филиал Академии труда и социальных отношений
Оренбург, Российская Федерация
[email protected]

1. Dekker R.M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history // Memoria y Civilizaci?n. Anuario de Historia. – 2002. – № 5. pp. 13–14.
2. Чуркин М.К., Умнов Е.Е. Воспоминания как эго-текст: детская тыловая повседневность сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 65. – С. 69–74. DOI 10.17223/19988613/65/9.
3. Соболева А.Н. Женская и детская повседневность в Бурят-Монгольской АССР в годы Великой Отечественной войны // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. – № 11. – С. 63–66. DOI 10.30853/mns200511
4. Сушко А.В., Носова М.С. Дети Ленинграда на Омской земле в годы Великой Отечественной войны // Новейшая история России. – 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 330–347. DOI 10.21638/11701/spbu24.2020.204.
5. Сушко А.В., Носова А.С. «Дети вышли из всякого терпения ждать посулы, написали письмо тов. СТАЛИНУ...». Спецзаписка начальника районного отделения НКВД о размещении эвакуированных детей из города Ленинграда в Калачинском районе Омской области // Вестник архивиста. – 2020. – № 1. – С. 236–248. DOI 10.28995/2073-0101-2020-1-236-248.
6. Сактаганова З.Г., Абдукаримова Ж.К. Повседневность детей Карагандинской области в годы Великой Отечественной войны: оздоровительные кампании в период летних и зимних каникул // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение. – 2021. – № 2(135). – С. 63–78. DOI 10.32523/2616-7255-2021-135-2-63-78.
7. Мезит Л.Э. Повседневная жизнь эвакуированных ленинградских детских домов в годы Великой Отечественной войны // Манускрипт. – 2021. – Т. 14. – № 9. – С. 1801–1805. DOI 10.30853/mns210327.
8. Сулейманова Р.Н. Меры по защите детства в годы Великой Отечественной войны: из региональной истории // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2021. – Т. 13. – № 3. – С. 46–60. – DOI 10.17748/2075-9908-2021-13-3-46-60.
9. Коренюк В.М. Провинциальное детство в 1941–1945 гг. (на материалах Молотовской области) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2015. – Вып. 2. – С. 72–76.
10. Коренюк В.М., Суслов А.Б. Военная повседневность детей репрессированных родителей в годы Великой Отечественной войны (на материалах Молотовской области) // Вестник Томского государственного университета. История. – 2016. – № 6 (44). – C. 44–52.
11. Крапивина Т.С. Детская повседневность в годы Великой Отечественной войны по материалам газеты «Красный Курган» // Документ. Архив. История. Современность: материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2–3 декабря 2016 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 382–384.
12. Протасова Е.В. Военное детство в воспоминаниях уральцев о 1941–1945 годах // Научный диалог. – 2017. – № 10. – С. 355–367.
13. Ромашова М.В. Вспоминая войну: детский взгляд на большую историю // Вестник Пермского университета. История. – 2010. – № 1 (13). – С. 65.
14. Хисамутдинова Р.Р., Аптикиев А.Х. Тыловая повседневность войны глазами детей (по материалам Южного Урала) // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2020. – № 4. – С. 78–87.
15. Хисамутдинова Р.Р. Материально-бытовые условия жизни сельских детей Чкаловской (Оренбургской) области в годы Великой Отечественной войны по их воспоминаниям // Великая Отечественная война и Казахстан: проблемы исторической памяти: материалы Республиканской науч.-практ. конф. с международным участием. 13 мая 2020. – Караганда: РГП «Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова», 2020. – С. 355–361.
16. Палецких Н.П. Семейно-бытовые аспекты тыловой повседневности: на материалах Урала периода Великой Отечественной // Социум и власть. – 2018. – № 5(73). – С. 121–129.
17. Тихонов С.С. Воспоминания детей о войне и глубина исторической памяти // Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, Новосибирск, 21–22 сентября 2020 г. / Институт истории СО РАН. – Новосибирск: Параллель, 2020. – С. 55–60.
18. Калдузова В.А. Воспоминания детей войны в контексте устной истории: по страницам одной судьбы // Великая Отечественная война и проблемы национальной безопасности современной России: сборник статей Международной науч.-практ. конф. к 75-летию Победы Советского Союза над фашистской Германией, Оренбург, 23–25 апреля 2020 г. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2020. – С. 152–155.
19. Хубулова С.А. Трансформация «детского мира» в период оккупации части Северо-осетинской АССР // История, археология и этнография Кавказа. – 2021. – Т. 17. – № 3. – С. 622–637. DOI 10.32653/CH173622-637.
20. Федорова А.В., Богданова Е.Г. Дети военной поры (по материалам Южного Урала) // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития: сборник статей IX Уральского демографического форума, Екатеринбург, 08–09 июня 2018 г. – Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2018. – С. 217–228.
21. Эмирханов И.А. Повседневность дагестанских школьников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // История повседневности. – 2018. – № 1(6). – С. 52–62.
22. Уваров С.Н. Устная история: Великая отечественная война глазами сельских подростков Удмуртии (на примере воспоминаний Е.А. Бикмеметьева) // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2018. – Т. 28. – № 4. – С. 570–579.
23. Фернандес-Эрес А.П. Испанские военнопленные в Карелии: личный опыт одного из «детей войны» // История повседневности. – 2019. – № 2(10). – С. 115–122.

Ключевые слова:
эго-документ, личные воспоминания, детство, повседневность, детская тыловая повседневность, школьная повседневность, Великая Отечественная война, З.М. Астафьева ego-document, personal memories, childhood, everyday life, children's rear everyday life, school everyday life, the Great Patriotic War, Z.M. Astafieva

Для цитирования:
Астафьев Д.А. Детская тыловая повседневность в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (по воспоминаниям З.М. Астафьевой) // История повседневности. 2022. № 3. С. 189–201. DOI 10.35231/25422375_2022_3_189 Astafiev, D.A. (2022). Detskaya tylovaya povsednevnost' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941–1945 gg. (po vospominaniyam Z.M. Astaf'evoj) [Children's rear everyday life during the Great Patriotic War of 1941–1945 (according to the memoirs of Z.M. Astafieva)]. Istoriya povsednevnosti – History of everyday life. No. 3. pp. 189–201. (In Russ.). DOI 10.35231/25422375_2022_3_189

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина