«В здоровом теле – здоровый ум»: физическое воспитание и спорт в столичной дворянско-интеллигентской среде России во второй половине XIX – начале ХХ в.

"In the healthy body – healthy mind": physical education and sports in the capital noble-intellectual environment of Russia in the second half of the 19th – early 20th centuries

Авторы:
Веременко Валентина Александровна,

DOI:
10.35231/25422375_2022_3_82

Полный текст613,48 КБ

В статье на основе широкого круга источников исследуется эволюция отношения столичной дворянско-интеллигентской среды к физическому воспитанию и спорту на протяжении второй половины XIX – начала ХХ в. Обращается внимание на роль в этом процессе образовательных структур и общественных организаций, прежде всего детских и молодежных.

Характеризуются особенности понимания термина «спорт», под которым, с одной стороны, имелось в виду занятие тем или иным видом физических упражнений, а с другой – наличие состязательного начала, желание достигнуть в нем наивысших результатов.

Выделяются гендерные особенности отношения к занятиям физкультурой и спортом представителей разных возрастных групп.

Делается вывод о том, что к началу ХХ в. данное «увлечение» приобрело в столичной дворянско-интеллигентской среде массовый характер, став своего рода социальным маркером, отличавшим представителей образованного общества от бескультурной части населения страны.


Based on a wide range of sources, the article examines evolution of attitude of the capital's noble-intellectual environment to physical education and sports during the second half of the 19th – early 20th centuries. Attention is drawn to the role of educational structures and public organizations, primarily children's and youth, in this process.

The features of understanding of the term “sport” are characterized. On the one hand, it meant engaging in one or another type of physical exercise, and on the other hand, presence of a competitive beginning, desire to achieve the highest results in it.

Gender features of the attitude towards physical culture and sports among representatives of different age groups are highlighted.

It is concluded that by the beginning of the 20th century this “hobby” acquired mass character among the metropolitan nobility and intelligentsia, becoming a kind of social marker that distinguished representatives of an educated society from the uncultured part of the country's population.

Веременко Валентина Александровна
доктор исторических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Амфитеатров Ал. Наши дети // Семья. Еженедельный иллюстрированный журнал. – 1892. – 6 декабря. № 4. – С. 2.
2. Белюков Д.А. Физическое воспитание в российской школе в конце XIX – начале ХХ в. // Вестник архивиста. – 2015. – № 3. – С. 138–153.
3. Веременко В.А. Физическое воспитание в дворянско-интеллигентской среде России второй половины XIX – начала ХХ в.: гендерный аспект // Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем: материалы Десятой международной научной конференции РАИЖИ и ИРЭ РАН, 7–10 сентября 2017 г., Архангельск: в 3 т. / отв. ред. Н.Л Пушкарева, Т.И. Трошина. – М.: ИЭР РАН, 2017. – Т. 3. – С. 208–212.
4. Воробьев Н.А. Физическое воспитание в военно-учебных заведениях России на рубеже XIX–XX вв. // Военно-исторический журнал. – 2020. – № 1. – С. 57–62.
5. Пономарева В.В. Физическое воспитание в закрытых женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии // Вестник Московского университета. Сер. 23: Антропология. – 2015. – № 1. – С. 86–93.
6. Волощенко Г.Г., Слепцова Т.В. Спорт в культурной жизни России на рубеже XIX–XX веков // Культура и искусство. – 2017. – № 8. – С. 13–22. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23928. DOI: 10.7256/2454-0625.2017.8.23928.
7. Дурыбичев А.М. Женщины и спорт в Российской империи на рубеже XIX–ХХ вв. // Вестник спортивной истории. – 2020. – № 4. – С. 81–86.
8. Ефимов Д.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России (1861–1917 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2000. 32 с.
9. Петракова Е.В. Основные тенденции развития спорта в России в конце XIX века: дис. … канд. пед. наук. – М., 1999. 23 с.
10. Белюков Д.А. Из истории развития велосипедного спорта в России (конец XIX – начало ХХ в.) // Новый исторический вестник. – 2011. – № 2. – С. 64–71.
11. Мятиев А.А. Велосипед в дореволюционной России. – М.: Русский Антиквариат, 2008. 296 с.
12. Солдатова М.А. Развитие общественных спортивных организаций Санкт-Петербурга и их роль в становлении физической культуры и спорта России (конец XIX века – 1917 год): дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2004. 198 с.
13. Холкин В. История спорта Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда в знаках и жетонах: плавание // Петербургский коллекционер. – 2015. – № 3. – С. 69–73.
14. Холкин В. История спорта Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда (конькобежный спорт) // Петербургский коллекционер. – 2014. – № 6 (86). – С. 62-66.
15. Глезеров С. Модные увлечения блистательного Петербурга. Кумиры. Рекорды. Курьезы. – М.: Центрполиграф, 2022. 622 с.
16. Медицина – культура – милосердие (в фотографиях и документах конца XIX – начала ХХ в.) / Книга – альбом. – СПб.: Лики России, 2002. 240 с.
17. Веременко В.А., Жукова А.Е. Воспитательные практики в дворянско-интеллигентских семьях России второй половины XIX – начала ХХ в. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. 232 с.
18. Игнатьев В.Е. Физическое воспитание: Гимнастика, спорт, подвижные игры. – М.: Польза, 1912. 207 с.
19. Грот Я.К. Гимнастика в Петербурге // Деятельность литературная, педагогическая и общественная (статьи, путевые впечатления, заметки, стихи и детское чтение). (1837–1889). – Т. 5. – СПб.: Тип. Мин-ва путей сообщения, 1903. – С. 260–265.
20. Бенезе Г. Отчет о занятиях гимнастического заведения для больных и здоровых в С.-Петербурге, с кратким изложением влияния и пользы гимнастики вообще. – СПб.: тип. и лит. Паульсона, 1864. 18 с.
21. Грот Я.М. По поводу учреждения гимнастического общества в Санкт-Петербурге // Деятельность литературная, педагогическая и общественная (статьи, путевые впечатления, заметки, стихи и детское чтение). (1837–1889). – Т. 5. – СПб.: Тип. М-ва путей сообщения, 1903. – С. 265–270.
22. Домашняя врачебная гимнастика, для обоего пола и всех возрастов, начиная от 3-х и свыше 60-ти. Составлена по методам Шребера и Клосса. С присовокуплением правил: борьбы, плавания, катания по льду и гимнастических игр. – М.: Тип. Т. Волкова и Ко, 1858. 191 с.
23. Макель. Гигиенические этюды о здоровье, красоте и счастии женщины. – М.: Тип. Т. Волкова и Ко, 1860. 105 с.
24. Лесгилье А. Руководство для гувернеров и гувернанток. – СПб.: Тип. Неклюдова, 1870. 309 с.
25. Дьяковский В.Ф. Общие основания к программе гимнастики для женских учебных заведений Императрицы Марии. – СПб.: Тип. Арнгольда, 1876. 13 с.
26. Пятидесятилетие С.-Петербургской Александровской женской гимназии: Хроника гимназич. жизни и деятельности. – СПб.: М-во путей сооб., 1910. 75 с.
27. Веременко В.А. Подготовка дворянок к хозяйственной деятельности в семье в России второй половины XIX – начала ХХ вв. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 4. – С. 62–75.
28. Аксёнова А.В. Идеи социального развития младших школьников в процессе физического воспитания в теории и практике П.Ф. Лесгафта и В.С. Пирусского // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2013. – № 375. – С. 130–134.
29. Воронцова В.Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогические аспекты // История педагогики сегодня / под ред. В.Г. Воронцовой. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1998. – С. 120–129.
30. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 163 – Второвы. Д. 313.
31. ОР. РНБ. Ф. 163. Д. 316.
32. ОР РНБ Ф. 163. Д. 322.
33. Адамчевский В.Н. Как я сделался здоровым // Геркулес. – 1914. – № 4. – С. 6–8; № 5. – С. 20–22.
34. Цандер Р. Телесные упражнения и их значение для здоровья / Бесплатное приложение к журналу «Спутник здоровья». 1901. № 2. – СПб.: Тип. тов-ва «Народная польза», 1901. 98 с.
35. Спорт на все времена года / сост. Гр. Ф-т. – СПб.: Тип. Сойкина, 1895. 198 с.
36. Женщина и велосипед // Косметика. Популярно-научный и художественный журнал, посвященный гигиене и эстетике тела, уходу за красотой, рациональной косметике и парфюмерному искусству. – 1909. – № 11. – С. 132–133.
37. Рейтлингер Н.А. Десять лет деятельности «Маяка». – СПб.: Тип. глав. упр. Уделов, 1911. 44 с.
38. Сведения о гимнастическом отделении общества «Маяк». – СПб.: Тип. глав. упр. уделов, 1913. 8 с.
39. Велосипедный спорт. – 1895. – № 34.
40. Колотилов Л.В. На велосипеде: Записки туриста. – СПб.: Изд. авт. Пароваятипо-лит. М.М. Розеноер, 1898. 184 с.
41. Русский спорт. – 1912. – № 49.
42. Горбачев В.Н. Что такое Варнавинское общество трезвости? – М.: Типография Холмского Свято-Богородицкого Братства, 1916. 16 с.
43. Антонович М., Крестьянсон В. Спорт и гимнастика. По поводу письма А. Роддэ // Русский спорт. – 1912. – № 44. – С. 5–7.
44. Волкова М.М. О влиянии велосипеда на здоровье женщины. Две лекции. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Ко, 1897. 98 с.
45. Ле-Бретон Л.Р. Превзойдёт ли когда-либо женщина в спорте мужчин? // Русский спорт. – 1912. – № 33. – С. 18–19.
46. Ка Н. Московские дамы – велосипедистки // Велосипед. – 1895. – № 1. – С. 10.
47. Спортивный листок С.-Петербургского кружка любителей спорта. – 1911. – 9 июля.

Ключевые слова:
дворянско-интеллигентская среда, столицы, пореформенная Россия, физическое воспитание, спорт, дети, взрослые, гендерные отличия, спортивные общества noble-intellectual environment, capitals, post-reform Russia, physical education, sports, children, adults, gender differences, sports societies

Для цитирования:
Веременко В.А. «В здоровом теле – здоровый ум»: физическое воспитание и спорт в столичной дворянско-интеллигентской среде России во второй половине XIX – начале ХХ в. // История повседневности. 2022. № 3. С. 82–102. DOI 10.35231/25422375_2022_3_82 Veremenko, V.A. (2022). «V zdorovom tele – zdorovyj um»: fizicheskoe vospitanie i sport v stolichnoj dvoryansko-intelligentskih srede Rossii vo vtoroj polovine XIX – nachale XX v. [“In the healthy body – healthy mind”: physical education and sports in the capital noble-intellectual environment of Russia in the second half of the 19th – early 20th centuries]. Istoriya povsednevnosti – History of everyday life. No. 3. pp. 82–102. DOI 10.35231/25422375_2022_3_82

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина