«По предметам и картинкам…» Учебник А.И. Тарнавского как источник по истории детской домашней повседневности в Оренбурге пореформенной эпохи

«By objects and pictures...» Tutorial by A.I. Tarnavsky as a source on the history of children's daily life in Orenburg of the post-reform era

Авторы:
Бурлуцкая Елена Вадимовна,

DOI:
10.35231/25422375_2022_2_21

Полный текст717,26 КБ

В данной статье в рамках исследования детской провинциальной повседневности пореформенного периода анализируется содержание учебника для младших школьников А.И. Тарнавского, созданного в Оренбурге на рубеже XIX–XX вв. Учебник в данном случае выступает в качестве письменного источника, текстовое содержание которого отражает представления автора о детях, его видение типичного или рекомендуемого детства в провинциальном городе. Анализу подвергаются разделы, посвященные домашней составляющей повседневной жизни ребенка: его отношениям с родителями, домашней обстановке, играм. В учебнике были представлены стандартные для того времени модели поведения детей, взаимодействия их и взрослых. Одновременно книга Тарнавского служила пособием, позволяющим сформировать в детях необходимые базовые представления о «можном» и должном, дать образцы «нормального» и «типичного» поведения, объяснить наиболее существенные для социальной практики понятия.


This article continues publications about the history of children's provincial daily life of the post-reform period and analyzes the content of a tutorial for younger schoolchildren. The author of this textbook was A.I. Tarnavsky. The text of the tutorial was created in Orenburg at the turn of the 19th – 20th centuries. The tutorial is investigated as a written source. Its content reflects the author's ideas about children, his vision of a typical or recommended childhood in a provincial town. We studied the separate sections of this manual. These are chapters that were devoted to the domestic sphere of the child's daily life – his relationship with his parents, home environment, games. The tutorial describes the standard models of children's behavior for that time, the interaction of children and adults. At the same time, Tarnavsky's book was a manual that helped to form in children the necessary basic ideas about the norms of life, to give samples of "normal" and "typical" behavior, to explain concepts which were the most essential for social practice.

Бурлуцкая Елена Вадимовна
доктор исторических наук, профессор
Оренбургский государственный педагогический университет
Оренбург, Российская Федерация
[email protected]

1. Зеленина Г. От скудости эмоций к скудости источников: полувековой путь детских исследований // Теория моды: одежда, тело, культура. – 2008. – № 8. – С. 19–36 [Электронный ресурс]. – URL: https://polit.ru/article/2008/10/03/zelenina/
2. Ипполитов Г.М., Полторак С.Н., Репинецкий А.И. Исторический факт и историческое событие: аналитическое «путешествие» в лабиринте мнений, оценок, суждений (статья первая) // Клио. – 2013. – № 11 (83). – С. 3–14.
3. Тарнавский А.И. По предметам и по картинкам: первые уроки наглядного обучения инородцев русскому языку: с 343 рисунками / сост. Александр Тарнавский, директор народных училищ Оренбургской губ. – СПб.: П.В. Луковников, 1902. – 120 с.
4. Кошелева О.Е. Вместо предисловия. История детства. Филипп Арьес и Россия // Малолетние подданные большой империи. Филипп Арьес и история детства в России (XVIII – начало XX века). Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 11. – М.: РГГУ, 2012. – С. 9–16.
5. Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации, сборник научных статей и сообщений / сост. и отв. ред. А.А. Сальникова. – Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального университета, 2011. – 144 с.
6. Eklof B. School Texts: A Window into the History of Childhood in Russia // Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации, сборник научных статей и сообщений / сост. и отв. ред. А.А. Сальникова. – Казань: издательство Казанского (Приволжского) федерального университета, 2011. – С. 22–26. (англ.)
7. Лярский А.Б. Календарь и гимназист: представления взрослых о повседневности детей (Россия кон. XIX – нач. ХХ вв.) // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2007. – № 1. – С. 79–86.
8. Лярский А.Б. Школьные рукописные журналы и газеты конца XIX – начала ХХ века как фактор социализации // Вестник Пермского университета. История. – 2013. – № 2 (22). – С. 117–125.
9. Галиуллина Д.М. Татарский национальный букварь конца XIX – начала ХХ вв. как особый вид нарратива // Научный Татарстан. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1. – С. 15–24.
10. Пфаненштиль (Федорова) Н.Г. «Личная история» в российских учебниках по истории первой половины XIX века: время «Кайдановых, Смарагдовых, Устряловых...» // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». – 2019. – Т. 15. – С. 305–315.
11. Учебники детства. Из истории школьной книги VII–XXI веков // Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 13. – М.: РГГУ, 2013. – 407 с.
12. Дорогой друг. Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900– 2000 годов (историко-педагогическое исследование) // Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 18. – М.: Памятники исторической мысли, 2016. – 568 с.
13. Шангина И.И. Русские дети и их игры. – СПб.: Искусство, 2000. – 296 с.
14. Веременко В.А. «Кухонная модернизация» и дворянская семья в России второй половины XIX – начала ХХ века // Государство, капитализм и общество в России второй половины IX – начала ХХ вв.: Материалы Всерос. (с международным участием) научного семинара (г. Череповец, 19–21 октября 2017 г.): сборник научных работ / отв. ред. А.Н. Егоров, А.Е. Новиков, О.Ю. Солодянкина. – Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2017. – С. 180–185.
15. Бородина С. О прихотях и вкусах: история гастрономической культуры русской усадьбы // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2015. – № 2 (10). – С. 80–92.
16. Бурлуцкая (Банникова) Е.В. Бани как компонент городской повседневности Оренбурга XIX века [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2020. – № 4 (36). – С. 232–246. – URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/13_36_2020.pdf.
17. Бурлуцкая (Банникова) Е.В. Приватное пространство горожанки Оренбургской губернии в пореформенную эпоху // Манускрипт. – 2019. – № 11. – С. 17–25.
18. Столпянский П.Н. Город Оренбург: Материалы к истории и топографии города. – Оренбург: Изд-во Оренбургской губернской типографии, 1908. – 372 с.
19. Кюстин А. Николаевская Россия / пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – 352 с.
20. Игры народов СССР. Сборник материалов, составленный В.Н. Всеволодским-Генгросс, В.С. Ковалевой и Е.И. Степановой. – М.-Л.: Academia, 1933. – 564 с.

Ключевые слова:
дети, детство, повседневность, тексты для детей, учебная литература, источник children, childhood, daily life, texts for children, educational literature, source

Для цитирования:

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина