Эволюция практики имянаречения в первые десятилетия советской власти

Evolution of the practice of naming in the first decades of Soviet power

Авторы:
Дианова Елена Васильевна,

DOI:
10.35231/25422375_2021_1_76

Полный текст700,30 КБ

В данной статье рассматривается эволюция советской обрядности по имянаречению. Прослеживается постепенная смена названия обряда «красные» крестины - звездины - октябрины. Первоначально происходило приспособление старой церковной обрядности к реалиям советской действительности, затем на волне антирелигиозной борьбы произошел решительный отказ от названия обряда «красные» крестины с утверждением нового названия «октябрины». Представлены основные формы проведения октябрин как массовых публичных мероприятий в городе и деревне. Введение новой советской обрядности в стране связано с глубокими антропонимическими преобразованиями, в статье приводятся примеры присвоения революционных имен новорожденным детям и взрослым людям. Постепенно театрализованные представления и публичные действия по присвоению имен потеряли привлекательность, а с введением паспортной системы (1932) вместо них окончательно введена регистрация именования гражданина в органах ЗАГС. В качестве основных источников используется периодическая печать 1920-х гг.: газеты «Волна» (Архангельск) и «Красный Север» (Вологда), сатирический журнал «Крокодил» и крестьянский журнал Самарского губернского союза потребительских обществ «Сеятель правды» (Самара). Изучение данных источников позволило собрать интересный фактический материал, который позволяет выявить особенности практики имянаречения в различных регионах страны: на европейском Севере и в Среднем Поволжье. Также в качестве важного историко-психологического источника можно назвать художественную литературу. Писатели и поэты, современники описываемых событий в прозе и стихах создавали образ эпохи, откликались на социальные инновации в стране, в том числе новые советские обряды, октябрины, присвоение имен-неологизмов, и фиксировали их в своих произведениях. В статье приведены примеры из рассказов и фельетонов Р.М. Акульшина, В.Е. Ардова, И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, повестей Н. Огнева и В.Ф. Пановой, стихотворений В.А. Луговского и Н.М. Олейникова и других авторов. Проследить эволюцию практики имянаречения дает возможность анализ развития семейно-брачного законодательства, принятие декретов и постановлений относительно прав граждан на принятие и перемену личного именования. Историко-сравнительный подход дал основание сделать вывод о постепенном ограничении прав граждан, связанных со свободой выбора и перемены имени, отчества и фамилии.

Thе article examines the evolution of Soviet rituals by name. There is a gradual change in the name of the ceremony "red" christening - stars - octobrines. Initially, the old church rituals were adapted to the realities of Soviet reality, then, in the wake of the antireligious struggle, there was a decisive rejection of the name of the rite "red" christening with the approval of the new name of the Octobrine. The main forms of holding the Octobrins as mass public events in the city and countryside are presented. The introduction of the new Soviet rituals in the country is associated with profound anthroponymic transformations; the article provides examples of the assignment of revolutionary names to newborn children and adults. Gradually, theatrical performances and public actions for the assignment of names lost their attractiveness, and with the introduction of the passport system (1932), registration of the naming of a citizen in the registry office was finally introduced instead. The main sources are the periodicals of the 1920s: the newspapers Volna (Arkhangelsk) and Krasny Sever (Vologda), the satirical magazine Krokodil, and the peasant magazine of the Samara Provincial Union of Consumer Societies, Sower of Truth (Samara). The study of these sources allowed us to collect interesting factual material that allows us to identify the features of the practice of naming in various regions of the country: in the European North and in the Middle Volga region. Also, fiction can be called an important historical and psychological source. Writers and poets, contemporaries of the described events, in prose and poetry created the image of the era, responded to social innovations in the country, including new Soviet rituals, Octobrines, the assignment of neologistic names, and recorded them in their works. The article contains examples from the stories and feuilletons of R.M. Akulshin, V.E. Ardov, I.A. Ilf and E.P. Petrov, stories by N. Ognev and V. F. Panova, poems by V. A. Lugovsky and NM Oleinikov and other authors. To trace the evolution of the practice of naming makes it possible to analyze the development of family and marriage legislation, the adoption of decrees and regulations regarding the rights of citizens to adopt and change personal naming. The historicalcomparative approach gave grounds to draw a conclusion about the gradual restriction of the rights of citizens associated with the freedom of choice and change of name, patronymic and surname.

Дианова Елена Васильевна
доктор исторических наук, доцент
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводск, Российская Федерация
[email protected]

1. Акульшин Р.М. Октябрины. – М.; Л.: Земля и фабрика, 1926. – 29 с.
2. Ардов В.Е. Марат – Макар // Тайна старого кооператива. – Л.: Красная газ., 1926. – С. 29–33.
3. Байбурин А.К. Последовательность элементов именной формулы в русской традиции // Вопр. ономастики. – 2019. – Т. 16. – № 4. – С. 74–82.
4. Бобрик И.Е. Практика красной обрядности как элемент советской повседневности начала 1920-х гг. (на примере «революционных крестин» Енисейской губернии 1923 г.) // Человек в мире культуры: регион. культурол. исслед. – 2017. –№ 2/3 (21). – С. 18–21.
5. Бондаренко Е.Д. Советские сценарии имянаречения: диалог с традицией // Полит. лингвистика. – 2013. – № 4 (46). – С. 166–171.
6. Волна: газ. Архангел. губерн. ком. РКП(б). – Архангельск, 1924.
7. Гонозов О.С. Ревизия культурных ритуалов в Ростовской деревне 1920-х гг.: характер и результаты // Вестн. Костром. гос. ун-та. – 2007. – № 3. – С. 213–216.
8. Давыдов Д. Срочно созвать заседание крестных отцов... // Родина. – 2016. –№ 11 [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2016/11/18/rodina-krestiny.html (дата обращения: 20.05.2021).
9. Душечкина Е.В. Мессианские тенденции в советской антропонимической практике 1920-х – 1930-х гг. // University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. [Электронный ресурс]. – URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/12/dushechkina12.shtml (дата обращения: 20.05.2021).
10. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2012. –Т. 30. – № 3-4. – С. 408–429.
11. Золотарев Д.А. Этнографические наблюдения в деревне РСФСР (1919–1925): материалы по этнографии (этнограф. отд. Русского музея). – 1926. – Т. 3. –Вып. 1. – С. 143–158.
12. Ильф И.А., Петров Е.П. Мать // Собр. соч.: в 4 т. – Петрозаводск: Карелия, 1994. – Т. 3. – С. 282–287.
13. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LIV [Электронный ресурс]. –URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/kurs-russkoj-istorii/53 (дата обращения: 20.05.2021).
14. Красный Север: газ. Вологод. губерн. ком. РКП(б). – Вологда, 1924.
15. Крокодил: сатир. журн. – М., 1924.
16. Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. 3-е изд. – М.: Нов. лит. обозрение, 2018. – 482 с.
17. Лисовская Г.К. Типы художественного сознания в новеллистике 20-х гг.ХХ в. // Музеи и краеведение: тр. Нац. музея Респ. Коми. Вып. 6. – Сыктывкар, 2007. –С. 294–299.
18. Луговской В.А. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы. – М.: Худож.лит., 1971. – 526 с.
19. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева: Третья группа (1923/24 учеб. год): повесть. – М.: Советская Россия, 1989. – 301 с.
20. Олейников Н.М. Число неизреченного. – М.: ОГИ, 2016. – 510 с.
21. Панова В.Ф. Избр. произведения: в 2 т. Т. 2. Сентиментальный роман; ист.повести. – Л.: Худож. лит., 1980. – 359 с.
22. Рассадин С.Б. Советская литература. Побежденные победители: почти учебник. – М.-СПб.: ИНАПРЕСС, 2006. – 361 с.
23. Сеятель правды: еженедел. крестьян. журн. Самар. губерн. союза потребител. обществ. – Самара, 1924.
24. Скепнер Л.С. Чумбаров-Лучинский Федор Степанович // Помор. энцикл.: в 5 т. Т. 1: История Архангельского Севера. – Архангельск: Помор. гос. ун-т, 2001.
25. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1918.
26. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1926.
27. Табунщикова Л.В. «Красная обрядность» на территории Донобласти в 1923–1924 гг. // Вестн. Православ. Свято-Тихон. гуманитар. ун-та. – 2015. –№ 6 (67). – С. 85–94.

Ключевые слова:
революция, советская обрядность, октябрины, имянаречение, перемена имени, регистрация запись актов гражданского состояния, revolution, Soviet rituals, Octobrines, naming, change of name, registration of civil status acts.

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина