Деятельность немецкого пивовара Иоганна Гоффа и ее оценка современниками

The activities of the German brewer Johann Goff and its assessment by contemporaries

Авторы:
Зайцев Семён Викторович,

DOI:
10.35231/25422375_2021_1_34

Полный текст648,97 КБ

В статье исследуется деятельность немецкого пивовара Иоганна Гоффа и некоторые аспекты личной жизни предпринимателя. Иоганн Гофф создал в Германии производство мальц-экстрактной продукции, в особенности мальц-экстрактного пива. Продавалась мальц-экстрактная продукция во многих странах, в том числе и в Российской империи. Основное производство находилось в Берлине и Гамбурге. Филиал в Гамбурге после судебного разбирательства между Иоганном Гоффом и его братом Маркусом стал принадлежать Маркусу. Также судебные разбирательства, связанные с компанией Иоганна Гоффа, продолжались и после смерти самого предпринимателя между его племянником Леопольдом и приемниками самого Иоганна. Данный суд касался распространения в Америке мальц-экстракта, произведённого Леопольдом Гоффом. Продавать мальц-экстрактное пиво в США Леопольд Гофф начал намного раньше, нежели основная компания, и когда приемники Иоганна Гоффа захотели начать торговлю на американском рынке, то решили нанести ущерб бизнесу конкурента. Одной из основных особенностей ведения бизнесом Иоганном была реклама своего продукта в периодической печати не в обычных объявлениях, а в качестве писем от благодарных покупателей. Во всех исследованных изданиях мальц-экстракт продвигался как целебное средство, порой даже чуть ли не чудотворное. Подобный подход к ведению бизнеса даже был высмеян Ф.М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Одно из ключевых мест в работе занимает оценка современниками того, как Гофф вёл свои дела и на что делал акценты в своей работе. Целебные свойства вызывали вопросы у современников Иоганна Гоффа и ими были проведены исследования. Некоторые из современников немецкого пивовара негативно оценивали его деятельность, утверждая, что основной упор в бизнесе Иоганн Гофф делал не на качество самого продукта, а именно на рекламу в газетах, которая позволяла тем самым повысить количество продаж продукции.

The article examines the activities of the German brewer Johann Hoff and some aspects of the entrepreneur's personal life. Johann Hoff built a maltz extract production facility in Germany, especially maltz extract beer. Malts-extract products were sold in many countries, including the Russian Empire. The main production was in Berlin and Hamburg. The branch in Hamburg, after a trial between Johann Hoff and his brother Markus, became Markus's property. Also, legal proceedings related to the company of Johann Hoff continued after the entrepreneur’s death between his nephew Leopold and the Johann’s successors. This court concerned the distribution in America of a maltz extract produced by Leopold Goff. Leopold Goff began selling malt-extract beer in the USA much earlier than the main company, and when Johann Goff's successors wanted to start trading on the American market, they decided to damage the competitor's business. One of the main features of Johann's business was advertising his product in periodicals not in ordinary advertisements, but as letters from grateful buyers. In all the publications studied, maltz extract was promoted as a healing agent, sometimes even almost miraculous. This approach to doing business was even ridiculed by F.M. Dostoevsky in the novel “The Brothers Karamazov”. One of the key places in the work is the assessment by contemporaries of how Goff conducted his business and what he emphasized in his work. The healing properties raised questions among the contemporaries of Johann Hoff, and they conducted research. Some of the contemporaries of the German brewer negatively assessed his activities, arguing that the main emphasis in Johann Hoff business was not on the quality of the product itself, but on advertising in newspapers, which thereby allowed to increase the number of product sales.

Зайцев Семён Викторович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Algemeen Handelsblad. – 1862. – 18 November.
2. Nieuw Amsterdamsch handels- en effectenblad. – № 340. – 1861. – 10 December.
3. Official Gazette of the United States Patent Office. Volume 78: January-March 1897. – 1897. – 16 February. – № 7. – Washington. – P. 1107–1708.
4. The Pharmaceutical era. Vol. 15: January-June 1896. – 5th March 1896. – № 10. –New York.
5. United States Courts of Appeals Reports: Cases Adjudged in the United States Circuit Court of Appeals, Vol. 45. – New York, 1897. – P. 143–161.
6. Биржевые Ведомости. – 1877. – 9 марта. – № 65.
7. Биржевые Ведомости. – 1877. – 8 мая. – № 107.
8. Гофф Иоганн – это… Что такое Иоганн Гофф. Академик [Электронный ресурс]. – URL: https://literary_types.academic.ru/3741/%D0%93%D0%BE%D1%84%D1%84_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD (дата обращения: 30.01.2020).
9. Гофф и Шульц или г.г. Краевский и Катков (Современные параллели) // Современник. – Т. CIII. – 1864. – № 9. – С. 331–336.
10. Иван Карамазов, чёрт и солодовый экстракт. Пивной культ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.beercult.ru/profiles/blogs/malzextract (дата обращения: 18.12.2019).
11. Новое время. – 1877. – 14 янв. – № 316.
12. Новое время. – 1877. – 14 февр. – № 346.
13. Новое время. – 1877. – 14 апр. – № 403.
14. Новое время. – 1880. – 21 июля. – № 1578.
15. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 472. Оп. 37. Внутр. оп. 264/1281. Д. 4. Л. 40–46.
16. РГИА. Ф. 472. Оп. 37. Внутр. оп. 263/1280. Д. 15. Л. 111.
17. Петербургский листок. – 1877. – 19 янв. – № 13.
18. Петербургский листок. – 1877. – 16 марта. – № 52.
19. Фетисенко О.Л. Граф Маттеи и коммерции советник Гофф. «Братья Карамазовы»: доп. к коммент. // Достоевский. Материалы и исследования. – Т. 17. –СПб., 2005. – С. 269–274.
20. Филякина Ю.П. Краткая история российской экономики: учеб. пособие. –2-е доп. изд. – М.: Меридиан, 2007. – 320 с.
21. Что пили в дореволюционном Петербурге [Электронный ресурс]. – URL: http://antennadaily.ru/2018/03/13/drinkspb/ (дата обращения: 18.12.2019).

Ключевые слова:
Иоганн Гофф, пиво, мальц-экстракт, периодическая печать, газетная реклама, алкоголь, Johann Hoff, beer, maltz-extract, periodicals, newspaper advertising, alcohol.

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина