Белорусское местечко как социокультурный феномен

Belarusian little town as a socio-cultural phenomenon

Авторы:
Маховская Ирина Станиславовна,

DOI:
10.35231/25419501_2020_4_35

Полный текст723,99 КБ

Местечки, известные на территории Беларуси начиная с XIV в., представляют собой особый социокультурный феномен, сыгравший важную роль в истории. Возникшие как торгово-посреднические центры, местечки сочетали черты городского и сельского поселений, основные занятия населения также включали как характерные городские, так и сельские направления деятельности. Для местечек характерна полиэтничная и поликонфессиональная среда. Вследствие насильственного выселения евреев из сельских поселений самыми крупными общинами местечек были еврейские, которые во много определили типичные характеристики местечка. Кроме белорусской и еврейской общин в местечках зачастую проживали польская и татарская. Типичная застройка местечка включает торговую площадь как планировочный центр, вокруг которой находились культовые сооружения: костел, церковь, синагога, получившие название «белорусский треугольник». Феномен местечка заключается в организации пространства взаимодействия разных этноконфессиональных групп в рамках малого социума.

The little towns, known on the territory of Belarus since the XIV century, represent a special socio-cultural phenomenon that played an important role in history. Little towns, which emerged as trade and intermediary centers, combined the features of urban and rural settlements. Main occupations of the population also included both typical urban and rural areas of activity. The characteristics of little towns is multi-ethnic and multiconfessional environment. Due to the forcible eviction of Jews from their rural settlements, the largest communities of the townships were Jewish, which mostly determined the typical characteristics of the town. In addition to the Belarusian and Jewish communities, Polish and Tatar communities often lived in the little towns. Typical development of the town includes a trading square as a planning center around which there were religious buildings: a catholic church, an orthodox church, a synagogue, called the "Belarusian triangle". The phenomenon of the little town consists in organizing the space of interaction between different ethno-confessional groups within the framework of a small society.

Маховская Ирина Станиславовна
кандидат исторических наук, доцент
Белорусский государственный университет
Минск, Республика Беларусь
[email protected]

1. Этналогія Беларусі: традыцыйная культура насельніцтва ў гістарычнай перспектыве / Т.А.Навагродскі [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2009. – 335 с.
2. Лакотка А. Мястэчка // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. – Т. 5. – Мінск: Беларуская энцыклапедыя, 1999. – С. 251.
3. Аляксандраў Г. Праграма вывучэння мястэчка // Наш край. – 1928. –№ 2 (29). – С. 45–53.
4. Грицкевич А.П. Частновладельческие города Белоруссии в XVІ–XVІІІ вв. –Минск: Наука и техника, 1975. – 248 с.
5. Соркіна І. Мястэчкі Беларусі ў канцы XVIII -першай палове XIX ст. – Вільня: Еўрапейскі гуманітарны універсітэт, 2010. – 488 с.
6. Шыбека З. Гарады Беларусі: (60-я гады XIX – пачатак XX стагоддзяў). –Мінск: ЭўроФорум, 1997. – 292 с.
7. Углік І.Р. Камунікацыйная функцыя мястэчак цэнтральнай Беларусі ў інтэграцыйных працэсах на беларускіх землях у дарэвалюцыйны перыяд // Быт і культура беларусаў: Тэзісы дакладаў навук. канф. – Мінск: АН БССР, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору, 1984. – С. 34–35.
8. Раманава І., Махоўская І. Мір: гісторыя мястэчка, што расказалі яго жыхары. –Вільня: Еўрапейскі гуманітарны ўніверсітэт, 2009. – 247 с.
9. Shtetl Routs. Мир – карта историко-культурного наследия [Электронный ресурс]. – URL: http://shtetlroutes.eu/ru/mir-cultural-heritage-card/ (дата обращения: 11.12.2020).
10. Интервью с Лидией Ш., 1923 г. р.
11. Сагановіч Г. Невядомая вайна: 1654–1667. – Мінск: Навука і тэхніка, 1995. –144 с.
12. Школьникова Э. Трансформация еврейского местечка в СССР в 1930-е гг. –М., 1998. [Электрон. ресурс]. – URL: http://jhist.org/lessons_09/1930.htm (дата обращения: 11.12.2020).
13. Соркина И. Феномен белорусско-еврейской толерантности в местечках Белоруссии XIX – начала XX в. (по материалам мемуаристики) // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга: сб. науч. ст. – М.: Сэфер, 2003. – С. 386–404.
14. Лютый А.М. Социально-экономическое развитие городов в Белоруссии в конце XVIII – первой половине XIX в. – Минск: Наука и техника, 1987. – 181 с.
15. Корево А. Материалы для географии и статистики России. Виленская губерния. – СПб., 1861. – 821 с.
16. Соколова А. Еврейские местечки памяти: локализация штетла // Штетл, XXI век: полевые исслед. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2008. – С. 29–64.
17. Крутиков М. Штетл между фантазией и реальностью // НЛО. – 2010. – № 2 [Электрон. ресурс]. – URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/2/shtetl-mezhdufantaziej-i-realnostyu.html (дата обращения: 11.12.2020).
18. Ялен Д. Так называемое еврейское местечко: штетл, большевистская идеология и советская этнография в межвоенный период // НЛО. – 2010. – № 2 [Электрон. ресурс]. – URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/2/tak-nazyvaemoe8220-evrejskoe-8221-mestechko-shtetl-bolshevistskaya-ideologiya-i-sovetskayaetnografiya-v-mezhvoennyj-period.html (дата обращения: 11.12.2020).
19. Zborowski M., Herzog E. Life Is with People: The Culture of the Shtetl. – New York: Schocken Books, 1995.
20. Лакотка А.І. Нацыянальныя рысы беларускай архітэктуры. – Мінск: Ураджай, 1999. – 366 с.
21. Интервью с Владимиром Л., 1922 г. р.
22. Ельскі А. Выбранае. – Мінск: Беларускі кнігазбор, 2004. – 493 с.
23. Интервью с Серафимом Р., 1934 г. р.
24. Гуд П.А., Гуд Н.І. Беларускі кірмаш. – Мінск: Полымя, 1996. – 270 с.
25. Сыракомля У. Вандроўкі па маіх былых ваколіцах. Успаміны, даследаванні гісторыі і звычаяў. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2010. – 175 с.26. Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю. – Мінск: Беларусь, 2004. – 251 с.
27. Бядуля Зм. Жыды на Беларусі // ARCHE. – 2000. – № 3 (8). – С. 23–32.
28. Lewis T. Bar mitzvah sermons at Touro Synagogue: National historic site, Newport, Rhode Isand [Электрон. ресурс]. – URL: http://darkwing.uoregon.edu/~rkimble/Mirweb/RememberMir.htmlRemembrances of Mir Yeshiva (дата обращения: 11.12.2020).
29. Additional information about houses and food in Mir (1935–1939) in a letter from Rabbi Theodore Lewis, as he remembers his student years [Электронный ресурс]. –URL: http://darkwing.uoregon.edu/~rkimble/Mirweb/RememberMir2.html) (дата обращения: 11.12.2020).
30. Broyde Judah Memories of Mir [Электронный ресурс]. – URL: http://darkwing.uoregon.edu/~rkimble/Mirweb/BroydeMemories.html. (дата обращения: 11.12.2020).
31. Rabbi Gordon, Judah L. Letter from Mir – 1932 [Электронный ресурс]. – URL: http://darkwing.uoregon.edu/~rkimble/Mirweb/GordonLetter.html (дата обращения: 11.12.2020).
32. Рухома Шайн. Город из пяти улиц // Все для Босса // Хасидус по-русски [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.chassidus.ru/library/vse_dlya_bossa/12.htm(дата доступа: 12.01.2006).
33. Интервью с Галиной М., 1926 г. р.
34. Интервью с Юзефой Б., 1923 г. р.

Ключевые слова:
Беларусь, местечко, Мир, штетл, история Беларуси, устная история, поликультурность, национальные меньшинства, белорусы, евреи, поляки, татары, Belarus, little town, Mir, shtetl, history of Belarus, oral history, multiculturalism, national minorities, Belarusians, Jews, Poles, Tatars.

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина