Политика памяти и конструирование повседневности: большевистский опыт 1920-х гг.?

The politics of memory and the construction of everyday life: the Bolshevik experience of the 1920s

Авторы:
Сидорчук Илья Викторович,

DOI:
-

Полный текст722,62 КБ

Целью статьи является рассмотрение трансформации повседневности в послереволюционный период в контексте перестройки массовых представлений о прошлом. В задачи автора входило выявление основных путей обращения к истории повседневности в рамках выстраивания властью политики исторической памяти и описание особенностей их реализации. Источниковую базу исследования составили материалы периодической печати, публицистических изданий, касающиеся вопросов перестройки быта, а также различных фондов ЦГА СПб и ЦГАИПД СПб. В послереволюционных условиях повседневная жизнь человека оказывалась оцениваемой в том числе и в контексте ее соотнесения с прошлым. Символический отказ от него стал составной частью строительства нового мира, что требовало дискредитации дореволюционной эпохи, ее высмеивания и очернения. Автор приходит к выводу, что успехи советской политики памяти во многом были связаны именно с принципиально иным отношением к истории - как к составляющей социальных преобразований, важной части, охватившей буквально все сферы общества культурной революции. Человек был не свободен от истории и волей-неволей ежедневно демонстрировал свое отношение к ней через привычки, общение с другими людьми, одежду, различные досуговые практики.

The purpose of the article is to consider the transformation of everyday life in the post-revolutionary period in the context of the restructuring of mass ideas about the past. The author's task was to identify the main ways to address the history of everyday life in the framework of building the Bolsheviks policy of historical memory and describe the features of their implementation. Source database of the research is presented by the materials of the periodical press, journalistic publications devoted to the restructuring of everyday life, and various funds of Central state archive of Saint Petersburg and Central state archive of historical and political documents of Saint-Petersburg. In post-revolutionary situation, the daily life of a person was evaluated including the context of its correlation with the past. Opposition to the past and its symbolic rejection have become integral parts of a “new world” building. This required discrediting the pre-revolutionary era, ridiculing it, denigrating it, and forming a picture of the “gloomy past”. The author comes to the conclusion that the success of the Soviet policy of memory was largely due to a fundamentally different attitude to history – as a component of social transformations, an important part of the Soviet cultural revolution that covered literally all spheres of society. Man was not free from history, and willing or not daily demonstrated his attitude to it through habits, communication with other people, clothing, and various leisure practices.

Сидорчук Илья Викторович
кандидат исторических наук
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Кознова И.Е. Прошлое в пространстве советской культуры и политики // Ярославский пед. вестн. – 2016. – № 4. – С. 266–271.
2. Rolf M., Klohr C. Soviet mass festivals, 1917–1991. – University of Pittsburgh Press, 2003. – 336 p.
3. Rolf M. The Soviet mass festival under Stalinism (1932–1941) [Das Sowjetische massenfest im Stalinismus (1932–1941)] // Geschichte und Gesellschaft. – 2006. –Vol. 32. – No. 1. – P. 69–92.
4. Aaron J. Cohen Oh, That! Myth, Memory, and World War I in the Russian Emigration and the Soviet Union // Slavic Review. – 2003. – Vol. 62. – No. 1. – P. 69–86.
5. Ульянова С.Б. «То на скаку, то на боку»: Массовые хозяйственнополитические кампании в петроградской/ленинградской промышленности в 1921–1928 гг. – СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2006. – 529 с.
6. Ульянова С.Б. Первое десятилетие Октября в системе советской пропаганды // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История. – 2007. – Вып. 2. – С. 157–162.
7. Сидорчук И.В. Институт народов Севера в контексте проблемы институционализации новых научных учреждений в 1920-х гг. // Россия в глобальном мире. –
2017. – № 10 (33). – С. 39–47.
8. Gorsuch A.E. Soviet youth and the politics of popular culture during NEP // Social History. – 1992. – Vol. 17. – No. 2. – P. 189–201.
9. Gorsuch A.E. “A Woman is Not a Man”: The Culture of Gender and Generation in Soviet Russia, 1921–1928 // Slavic Review. – 1996. – Vol. 55. – No. 3. – P. 636–660.
10. Kravets O., Sandik?i ?. Marketing for Socialism: Soviet Cosmetics in the 1930s // The Business History Review. – 2013. – Vol. 87. – No. 3. – P. 461–487.
11. Сидорчук И.В. От «декольтированных фей» до «друга и товарища»: к истории женского политехнического образования в России // История политехнического образования в России: тр. Всерос. науч.-образовательной конф. с междунар.участием, С.-Петербург, 28 февр. 2019 г. – СПб.: Политех-пресс, 2019. – С. 91–98.
12. Shaw C. “A fairground for ‘building the new man’”: Gorky Park as a site of Soviet acculturation // Urban History. – 2011. – Vol. 38. – No. 2. – P. 324–344.
13. Konecny P. Library Hooligans and Others: Law, Order, and Student Culture in Leningrad, 1924–38 // Journal of Social History. – 1996. – Vol. – 30. – No. 1. – P. 97–128.
14. Melchior I. On the Margins of History: Good Old Soviet Times // Melchior I. Guardians of Living History. An Ethnography of Post-Soviet Memory Making in Estonia. –Amsterdam University Press, 2020. – P. 129–162.
15. Cusco A. The “Politics of Memory” and “Historical Policy” in Post-Soviet Moldova // Miller A. and Lipman M. (Eds.) Convolutions of Historical Politics. – Central European University Press, 2012. – P. 155–198.
16. Klumbyt? N. Memory, Identity, and Citizenship in Lithuania // Journal of Baltic Studies. – 2010. – Vol. 41. – No. 3. Special Issue: Memory and Democratic Pluralism in the Baltic States – Rethinking the Relationship. – P. 295–313.
17. Klumbyt? N. The Soviet Sausage Renaissance // American Anthropologist. –2010. – Vol. 112. – No. 1. – P. 22–37.
18. Зубкова Е.Ю. Советская жизнь как предмет исторической реконструкции // Рос. история. – 2019. – № 5. – С. 3–14.
19. Kalkina V. Soviet memory on the Internet: online visual archives of the Soviet past // New Zealand Slavonic Journal. – 2013–2014. – Vol. 47/48. – P. 103–124.
20. Khapaeva D. Historical Memory in Post-Soviet Gothic Society // Social Research. – 2009. – Vol. 76. – No. 1. – P. 359–394.
21. Шлегель Е.В. Ностальгия по непрожитому: привлекательность мифа о советском прошлом для поколения Z // Вестн. Гуманитар. ун-та. – 2019. – № 3(26). –С. 87–93.
22. Бобрышев И. Мелкобуржуазные влияния среди молодежи. – 2-е изд. – М.; Л.: Мол. гвардия, 1928. – 140 с.
23. С.Т. Про здрав'ячейку. Частушки // За новый быт. – 1925. – № 1. – С. 5.
24. Рафаил М. За нового человека. – Л.: Прибой, 1928. – 64 с.
25. Андреев Д.А. «Красный студент» и политика пролетаризации высшей школы // Новое лит. обозр. – 2008. – № 2(90). – С. 45–61. – URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/2/krasnyj-student-i-politika-proletarizacziivysshej-shkoly.html
26. Электросила. – 1929. – № 10(88). – 29 апр. – С. 4.
27. Н. Молчаливый. Покончить с пережитками дворянства // Электросила. –1929. – № 10(88). – 29 апр. – С. 4.
28. Е. В шляпе ли дело? // Электросила. – 1929. – № 10(88). – 29 апр. – С. 4.
29. Протокол № 2 Заседания делегаток от работниц и служащих ЛГУ от 24 апреля 1924 г. // ЦГА ист.-полит. документов Санкт-Петербурга. Ф. 984. Оп. 1. Д. 91. Л. 1.
30. Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. – СПб.: Европейский Дом, 1995. –770 с.
31. Одна из двух. Сильна старая привычка // Красный треугольник. – 1929. –№ 10(49). – 4 марта. – С. 3.
32. Листок рабкора «Ленинградской правды». – 1924. – № 25. – 31 мая. – С. 4.
33. Кондурушкин И. Половая проблема // Красная газета (вечерн. вып. –1925. – № 26(714). – 31 янв. – С. 4.
34. Железнодорожник. Не унижайте женщину! // Листок рабкора «Ленинградской правды». – 1925. – № 5(58). – 1 февр. – С. 4.
35. Берзин. Да здравствует физкультура! // Красный спорт. – 1924. – 20 авг. (экстр. вып.). – С. 1.
36. Тезисы по докладу «Состояние и основные задачи работы профсоюзов по физической культуре» // Центральный государственный архив СанктПетербурга (ЦГА СПб). – Ф. Р-6276. Оп. 51. Д. 79. Стенографический отчет I областной межсоюзной физкультурной конференции 15, 16 и 17 марта 1930 г. Л. 2.
37. Диспут «Нужны ли нам чемпионы в физкультуре?» 23 апреля 1928 г. В доме Профпросвещения // ЦГА СПб. Ф. 6276. Оп. 51. Д. 17. Л. 13–20 об.
38. Завкор Ершов. На Трехгорной мануфактуре. (Разговоры у станка) // За новый быт. – 1925. – № 2. – С. 11.
39. Гров. В поход на алкоголь // Красный треугольник. – 1929. – № 122. –31 декабря. – С. 4.
40. На борьбу с пьянством // Ленингр. правда. – 1926. – № 25. – 31 янв. – С. 4.
41. Наш праздник 1-ое мая // Электросила. – 1928. – № 6. – 13 апр. – С. 2.
42. Инцертов Н. Духовная и физическая сивуха // Трезвость и культура. –1928. – № 6. – С. 2.
43. М.Д. Рождественские колокола заглушим гулом машин // Электросила. –1929. – № 54 (132). – 24 дек. – С. 1.
44. Листок рабкора. – 1924. – № 24. – 24 мая. – С. 1.
45. На суд общественности // Балтиец. – 1929. – № 12(122). – 5 апр. – С. 2.
46. Самет С.М. К новому быту // За новый быт. – 1928. – № 6. – С. 13.
47. Протокол междуведомственного совещания по борьбе с проституцией от 18 августа 1922 г. // ЦГА СПб. – Ф. 1000. Оп. 6. Д. 126. Л. 1–2.
48. Ленин В.И. Доклад на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. // ПСС. Т. 37. Июль 1918 – март 1919. – М.: Изд-во полит.лит., 1969. – С. 435–453.
49. За новый быт. – 1929. – № 5–6. – С. 10.

Ключевые слова:
история повседневности, политика памяти, история досуга, городская история, историческая символика, history of everyday life, politics of memory, history of leisure, urban history, historical symbols

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина