Языковые вопросы российских немцев в историческом аспекте

Language issues of Russian Germans in the historical aspect

Авторы:
Сержанова Жанна Александровна,

DOI:
-

Полный текст682,56 КБ

Данная статья посвящена языковым вопросам российских немцев в историческом аспекте, а именно условиям создания национальных школ и становлению систмеиы образования в 1920-1930 гг., т. е. в период национально-языкового строительства. В статье рассматриваются как вопросы материального обеспечения национальных школ (отсутствие педагогических кадров, учебников, помещений, средств на содержание этих помещений), так и новые веяния идеалогического характера, навязывающие разного рода идейные установки не только учителям, но и населению. Особое внимание уделяется вопросам надзора за деятельностью договорных школ со стороны местных отделов образования, а также религиозному характеру преподавания. Школа оказалась в каком-то "языковом распутье", не было взвешенного и справедливого баланса языков ни в их изучении, ни в использовании в качестве языка преподавания.

This article deals with language issues of Russian Germans in historical perspective, namely the conditions of national schools establishment and the formation of educational system in the 1920–1930, the period of the national language building. The article describes the conditions and problems of the formation of German national schools. The research deals with many questions: the material support of national schools, the lack of teaching staff, textbooks, premises, funds for the maintenance of these premises, and the problem of ideological nature that impose various kinds of ideological attitudes not only to teachers, but also to the population. Special attention is paid to the supervision of contract schools by local education departments, as well as to the religious nature of teaching. The school found itself in a "language crossroads", there was no considered and fair balance of languages either in their study or in their use as a teaching language.

Сержанова Жанна Александровна
кандидат филологических наук, доцент
Leuphana University Of Luneburg
Люнебург, Федеративная Республика Германия
-

1. Сталин И.В. Политический отчет ЦК XVI съезду ВКП(б) // Собр. соч. Т. 12. –М.: Гос. изд-во полит. лит., 1949.
2. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на III Всероссийском съезде РКСМ, 2.10.1920 // Полн. собр. соч. – M., 1963–1965. – Т. 41.
3. Деннингхаус В. В тени «большого брата». Западные национальные меньшинства в СССР 1917–1938 гг. – М.: РОССПЭН, 2011.
4. Культурное строительство в РСФСР. 1917–1927 гг. Т. 1. Ч. 1. – М.: Советская Россия, 1983.
5. Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII–XX вв.). – СПб.: Обществ. акад. наук российских немцев, 2004. – 368 с.
6. Эккерт В.К. Франц Шиллер. Краткий очерк жизни, педагогической и научной деятельности. – Красноярск, 2014.
7. Черказьянова И.В. Немецкая национальная школа в Сибири (XVIII в. –1938 г.). – М.: ОАНРН, 2000. – 308 с.
8. Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР. – М.: Наука, 1985. – 264 с.
9. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч. 2. – Саратов: Саратов. ун-т, 1994.
10. Степанова Е.Б. Немецкие культурно-образовательные центры в Западной Сибири // Немцы Сибири: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / Ин-т междунар. сотрудничества Германии [и др.]; редкол.: В.М. Благинин [и др.]. – Омск: [б. и.], 1995. – С. 41–43.
11. Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: национально-культурная политика 20-х годов. – М.: РАН; Ин-т рос. ист.,1998. – 415 с.
12. Эпп П. Не исчезли по милости Господа. Waldheim-Аполлоновка, 1911–2011. Steinhagen–Исилькуль, 2011.
13. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросвета // Полн. собр. соч. – M., 1963–1965. – Т. 44.
14. Черказьянова И.В. Национально-языковое строительство и судьба немецкой школы в 1920–1930-е гг. // Ключевые проблемы истории российских немцев: материалы X междунар. конф. Москва, 18–21 ноября 2003 г. – М., 2003. –С. 225–252.

Ключевые слова:
национальная школа; язык; национальная политика; школьное образование; педагогический состав; российские немцы; национально-языковое строительство; религиозный характер преподавания, national school; language; national policy; school education; teaching staff; Russian Germans; national-language construction; religious nature of teaching

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина