В статье рассматривается специфика религиозных представлений татар, составляющих одну из локальных форм бытования ислама в условиях полиэтничности и поликонфессиональности. Местная и этническая специфика исполнения исламских ритуалов вызывает неприятие части татарского сообщества, что служит потенциальным конфликтогенным фактором раскола. Для освещения вопросов религиозного синкретизма на примере религиозных представлений татар Республики Мордовия привлекались результаты количественных и качественных исследований: опросы верующих, глубинные интервью татар, включенное наблюдение в рамках обрядов похоронно-поминального цикла. Данные исследований показывают, что ритуальные практики татар – манипуляции с водой и железом, культ авлия, обряд искупления грехов (искят) сохранили значительное число элементов из доисламских и немусульманских религиозных систем. Обряды, в том числе и не соответствующие канонам ислама, воспринимаются большей частью татар Республики Мордовия в качестве истинно мусульманских. В последние десятилетия в связи с процессами исламского возрождения отдельные религиозные обряды, вызывающие критику со стороны мусульманского духовенства, потеряли свою популярность или стремительно ее теряют.
The article examines the specifics of the Tatars religious beliefs, which are a local form of Islam in a multiethnic region. The local and ethnic specificity of the performance of Islamic rituals causes the rejection of a part of the Tatar community, which acts as a potential conflict-causing factor. The article involved the results of quantitative and qualitative research: surveys of believers, in-depth interviews of Tatars, included observation within the framework of funeral and memorial rituals. Field results show that the ritual practices of the Tatars – manipulations with water and iron, the cult of Muslim saints, the rite of atonement – retained a significant number of elements from pre-Islamic and non-Muslim religious systems. Rituals, including those that do not correspond to the canons of Islam, are perceived by most of the Tatars of the Republic of Mordovia as truly Muslim. In recent decades, in connection with the processes of Islamic revival, certain religious rites that have attracted criticism from the Muslim clergy have lost their popularity or are rapidly losing it.
Агишев Руслан Ряфатевичкандидат исторических наук
Научный центр социально-экономического мониторинга
г. Саранск, Российская Федерация
agishev2019@ gmail.com
1. БеккинР.Т.Русские мусульмане: заблудшая секта или авангард русской уммы // Дружба народов. – 2012. – № 10. – С. 152–173.
2. Балтанова Г. Р., Нестулаева Д. Р., Рыбкина Е. А., Хузиева Э. Ф. Крымский ислам и российская умма // Вестник экономики, права и социологии. – 2017. – № 2. – С. 117–121. EDN: ZNLGYZ.
3. Харипова З. Ф. История евроислама: ислам и либерализм // Известия Иркутского государственного университета. – 2020. – Т. 31. –С. 101–113. DOI: 10.26516/2073-3380.2020.31.101. EDN: CDFAAU.
4. Аминев З. Г., Ямаева Л. А. Башкирский ислам. Истоки, эволюция, современное состояние. М.: Изд-во «Триумф», 2020. 224 с. EDN: PXEKGG.
5. Гаязов Л.Д. Особенности татарского традиционного ислама в постсоветский период // Исламоведение. – 2015. – № 6 (2). – С. 86–94.
6. Сапронова М. А., Чечевишников А.Л., Ярлыкапов А. А. Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 2. – С. 122–136. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.09.
7. Исхаков Р. Р. Культ мусульманских святых в религиозно-обрядовой традиции татар крящен Волго-Уралья (XIX – начало XX в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 12. – Ч. 3. – С. 78–81.
8. Бареев М.Ю., Агишев Р.Р.Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе // Регионология. – Т. 28. – 2020. –№ 2. –С. 303–321. DOI: 10.15507/2413- 1407.111.028.202002.303-321. EDN: XDBAVV.
9. Гаврилова Ю. В. Особенности исторических форм религиозного синкретизма // Гуманитарный вектор. –2019. – Т. 14. – № 2. – С. 73–80. DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-2-73-80. EDN: CECLON.
10. Конталева Е. А. Религиозный синкретизм в интерпретации российских и зарубежных исследователей // Религиоведение. – 2017. – № 4. – С. 62–78. DOI: 10.22250/2072- 8662.2017.4.62-78. EDN: ZXHMCP.
11. Яхъев М. Я. Поливариативность исламской культуры: истоки и причины // Исламоведение. – 2020. – Т. 11. – № 2. – С. 109–121. DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-2-109-121. EDN: PNCGNU.
12. СызрановА.В.Этнография «народного» ислама // История и историческая память. – 2017. – № 2. – С. 132–140. EDN: YSHUHI.
13. Maroney Е. Religious Syncretism. New York, 2006. 114 p.
14. Stewart Ch. From Creolization to Syncretism: Climbing the Ritual Ladder // Routledge International Handbook of Diversity Studies. – 2015. – p. 355–362.
15. Yoder D.Toward a Definition of Folk Religion // Western Folklore. – 1974. –Vol. 33. –№ 1. – P. 1–15.
16. Bhabha H. K.The Location of Culture. Abington, 1994. 285 p.
17. Магницкий В. К. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанской и Симбирской губерниях. Казань: Типо-лит Имп. ун-та, 1896. 15 с.
18. Ахмаров Г. Н. О языке и народности мишарей // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. – 1903. – Т. XIX. – Вып. 2. – С. 223–270.
19. Мухамедова Р. Г.Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. Казань: Магариф, 2008. 292 с.
20. Идиатуллов А. К. Эволюция религиозного синкретизма татар-мишарей Ульяновской области // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 1. – С. 35–42. EDN: MBZYTX.
21. Миннулин И. Р.Исламское возрождение в татарской деревне Мордовии в советский и постсоветский периоды // Историческая этнология. – 2016. – Т. 1. – № . 1. – С. 116–145. EDN: YPWLDT
22. Ахметова Ш.К.Передача грехов в похоронном обряде казахов Западной Сибири // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов / гл. ред. Н. А.Томилов; отв. ред.: М. А. Корусенко, А. А.Тишкин, К. Н.Тихомиров, М. Н.Тихомиров, Н. Н. Серегин. – Барнаул, 2015. – С. 1581–62. EDN: URUEFD.
23. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / отв. ред. Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов. М.: Наука, 1967. 537 с.
24. Щанкина Л. Н. Похоронно-поминальные обряды татар-мишарей Мордовии // Вестник антропологии. – 2023. – № 3. – С. 1691–83.
25. Шарафутдинов Д.Р., Садыкова Р.Б.Семейные и календарные обычаи и обряды татар. Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2012. 352 с.
26. Агишев Р. Р., Баринова О. Н., Манаева И. В. Похоронно-поминальная обрядность татар-мишарей Республики Мордовия // Исламоведение. – 2021. – Т. 12. – № 1. – С. 83–94. DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-1-83-94. EDN: PXKHBW.
27. Корнишина Г.А.Семантический статус бытовых предметов из металла в контексте обрядовой культуры мордвы // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2016. – № 3(35). – С. 44–50. EDN: WWHVLV.
28. Сефербеков Р.И., Сефербеков М. Р.Культ святых в исламе у табасаранцев: традиции и современность // Исламоведение. – 2017. – Т. 8. – № 4 (34). – С. 17–31. DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-4-17-31. EDN: YNOKMR.
29. Габдрахманова Г. Ф., Уразманова Р. К. Мусульманский культ святых у татар волгоуральского региона: особенности формирования и трансформации // Этнографическое обозрение. – 2018. – № 2. – С. 58–75. DOI: 10.7868/S0869541518020057. EDN: UNYZYS.
30. Абянов Р. В., Сафаров М. А. «Татарская вера». Образ ислама у русского населения Рязанской области // Minbar. Islamic Studies. – 2021. – Vol. 14. – № 2. – С. 310–334. DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-2-310-334. EDN: VFKZAK.
31. Давлетшина Л. Х. Моления о дожде в традиции казанских татар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12. – 1 (78). – С. 16–18. EDN: ZREDTV
32. Уразманова Р. Г. Мусульманские обряды в быту татар // Этническое обозрение. – 2009. – № 1. – С. 13–25. EDN: JVWATN.
1. Beckin, R. T. (2012) Russkie musul'mane: zabludshaya sekta ili avangard russkoj ummy [Russian Muslims: a lost sect or the vanguard of the Russian Ummah]. Druzhba narodov [Friendship of Peoples]. No. 10. Pp. 152–173. (In Russ.)
2. Baltanova, G. R., Nestulaeva, D. R., Rybkina, E. A., Khuzieva, E. F. (2017) Krymskij islam i rossijskaya umma. [Crimean Islam and the Russian Ummah]. Vestnik ekonomiki, prava i sociologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology]. No. 2. Pp. 117–121. (In Russ.)
3. Kharipova, Z. F. (2020) Istoriya evroislama: islam i liberalizm [The history of Euro-Islam: Islam and Liberalism]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Irkutsk State University]. Vol. 31. Pp. 10–113. (In Russ.). DOI: 10.26516/2073-3380.2020.31.101.
4. Aminev, Z. G., Yamaeva, L. A. (2020) Bashkirskij islam. Istoki, evolyuciya, sovremennoe sostoyanie [Bashkir Islam. Origins, evolution, current state]. Moscow: tip. Triumf. (In Russ.) 5. Gayazov, L. D. (2015) Osobennosti tatarskogo tradicionnogo islama v postsovetskij period [Features of Tatar traditional Islam in the post-Soviet period]. Islamovedenie [Islamic Studies]. No. 6 (2). Pp. 86–94 (In Russ.)
6. Sapronova, M. A., Chechevishnikov, A. L., Sklykapov, A. A. (2020) Stanovyashcheesya nauchnoe soobshchestvo. Svodnyj portret issledovatelej rossijskogo islama [The emerging scientific community. Summary portrait of researchers of Russian Islam]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political research]. No. 2. Pp. 122–136. (In Russ.). DOI: 10.17976/jpps/2020.02.09.
7. Iskhakov, R. R. (2015) Kul't musul'manskih svyatyh v religiozno-obryadovoj tradicii tatar kryashchen Volgo-Ural'ya (XIX– nachalo XX v.) [The cult of Muslim saints in the religious and ritual tradition of the Tatars of the Volga-Urals (19th – early 20th centuries)]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice]. No. 12. Pp. 78–81. (In Russ.)
8. Bareev, M.Yu., Agishev, R. R. (2020) Regional'nye osobennosti nekotoryh tradicij i obychaev v sovremennom islame [Regional peculiarities of some traditions and customs in modern Islam]. Regionologija [Regionology]. Vol. 28. No. 2. Pp. 303–321. (In Russ.). DOI: 10.15507/2413-1407.111.028.202002.303-321.
9. Gavrilova, Yu. V. (2019) Osobennosti istoricheskih form religioznogo sinkretizma [Features of historical forms of religious syncretism]. Gumanitarnyj vektor [Humanitarian vector]. Vol. 14. No. 2. Pp. 73–80. (In Russ.). DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-2-73-80. EDN: CECLON.
10. Kontaleva, E. A. (2017) Religioznyj sinkretizm v interpretacii rossijskih i zarubezhnyh issledovatelej [Religious syncretism in the interpretation of Russian and foreign researchers]. Religiovedenie [Religious Studies]. No. 4. Pp. 62–78. (In Russ.). DOI: 10.22250/2072-8662.2017.4.62-78. EDN: ZXHMCP.
11. Yahyev, M.Ya. (2020) Polivariativnost' islamskoj kul'tury: istoki i prichiny [The multivariability of Islamic culture: origins and causes]. Islamovedenie. [Islamic Studies]. Vol. 11. No. 2. Pp. 109–121. (In Russ.). DOI: 10.21779/2077-8155-2020-11-2-109-121.
12. Syzranov, A.V. (2017) Etnografiya «narodnogo» islama [Ethnography of «national» Islam]. Istoriya i istoricheskaya pamyat' [History and historical memory]. No. 2. Pp. 132–140. (In Russ.). EDN: YSHUHI.
13. Maroney, Е. (2006) Religious Syncretism. New York.
14. Stewart, Ch. (2015) From Creolization to Syncretism: Climbing the Ritual Ladder. Routledge International Handbook of Diversity Studies. Pp. 355–362.
15. Yoder, D. (1974) Toward a Definition of Folk Religion. Western Folklore. Vol. 33. No. 1. Pp. 1–15.
16. Bhabha, H. K. (1994) The Location of Culture. Abington.
17. Magnitsky, V. K. (1896) Neskol'ko dannyh o misharyah i seleniyah ih v Kazanskoj i Simbirskoj guberniyah [Some data on the mishars and their villages in the Kazan and Simbirsk provinces]. Kazan: tip Imperial University. (In Russ.)
18. Akhmarov, G. N. (1903) O yazyke i narodnosti misharej [About the Mishari language and nationality]. Izvestiya Obshchestva arheologii, istorii i etnografii pri Imperatorskom Kazanskom universitete [Proceedings of the Society of Archaeology, History and Ethnography at the Imperial Kazan University]. Vol. 19. No. 2. Pp. 223–270. (In Russ.)
19. Mukhamedova, R. G. (2008) Tatary-mishari: istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Mishari Tatars: a historical and ethnographic study]. Kazan: Magarif. (In Russ.)
20. Idiatullov, A. K. (2010) Evolyuciya religioznogo sinkretizma tatar-misharej Ul'yanovskoj oblasti [The evolution of religious syncretism of the Tatar Mishars of the Ulyanovsk region]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University]. No. 1. Pp. 35–42. (In Russ.)
21. Minnulin, I. R. (2016) Islamskoe vozrozhdenie v tatarskoj derevne Mordovii v sovetskij i postsovetskij periody [Islamic revival in the Tatar village of Mordovia in the Soviet and post-Soviet periods]. Istoricheskaya etnologiya [Historical ethnology]. No. 1 (35). Pp. 116–145. (In Russ.)
22. Akhmetova, Sh. K. (2015) Peredacha grekhov v pohoronnom obryade kazahov Zapadnoj Sibiri [Transfer of sins in the funeral rite of the Kazakhs of Western Siberia]. Integraciya arheologicheskih i etnograficheskih issledovanij: sbornik nauchnyh trudov [Integration of archaeological and ethnographic research: a collection of scientific papers]. Barnaul. Pp. 158–162. (In Russ.). EDN: URUEFD.
23. Vorobyov, N. I., Khisamutdinov G.I. (1967) (ed.) Tatary Srednego Povolzh'ya i Priural'ya [Tatars of the Middle Volga region and the Urals]. Moscow: Nauka. (In Russ.)
24. Shchankina, L. N. (2023) Pohoronno-pominal'nye obryady tatar-misharej Mordovii [Funeral and memorial rites of the Tatar bearers of Mordovia]. Vestnik antropologii [Bulletin of Anthropology]. No. 3. Pp. 169–83. (In Russ.)
25. Sharafutdinov, D. R., Sadykova, R. B. (2012) Semejnye i kalendarnye obychai i obryady tatar [Family and calendar customs and rituals of the Tatars]. Kazan: The Main Archive Department under the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan. (In Russ.)
26. Agishev, R. R., Barinova, O. N., Manaeva, I. V. (2021) Pohoronno-pominal'naya obryadnost' tatar-misharej Respubliki Mordoviya [Funeral and memorial rites of the Tatar bearers of the Republic of Mordovia]. Islamovedenie [Islamic Studies]. Vol. 12. No. 1. Pp. 83–94. (In Russ.). DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-1-83-94. EDN: PXKHBW.
27. Kornishina, G. A. (2016) Semanticheskij status bytovyh predmetov iz metalla v kontekste obryadovoj kul'tury mordvy [The semantic status of household metal objects in the context of the ritual culture of the Mordvins]. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniya [Humanities: current problems of humanities and education]. No. 3 (35). Pp. 44–50. (In Russ.). EDN: WWHVLV.
28. Seferbekov, R. I., Seferbekov, M. R. (2017) Kul't svyatyh v islame u tabasarancev: tradicii i sovremennost' [The cult of saints in Islam among Tabasarans: traditions and modernity]. Islamovedenie [Islamic Studies]. Vol. 8. No. 4 (34). Pp. 17–31. (In Russ.). DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-4-17-31.
29. Gabdrakhmanova, G. F., Urazmanova, R. K. (2018) Musul'manskij kul't svyatyh u tatar volgo-ural'skogo regiona: osobennosti formirovaniya i transformacii [The Muslim cult of saints among the Tatars of the Volga-Ural region: features of formation and transformation]. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. No. 2. Pp. 58–75. (In Russ.). DOI: 10.7868/S0869541518020057.
30. Abyanov, R. V., Safarov, M. A. (2021) «Tatarskaya vera». Obraz islama u russkogo naseleniya Ryazanskoj oblasti [«Tatar faith. The image of Islam among the Russian population of the Ryazan region]. Minbar. Islamic Studies [Minbar. Islamic Studies]. Vol. 14. No. 2. Pp. 310–334. (In Russ.). DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-2-310-334.
31. Davletshina, L. H. (2017) Moleniya o dozhde v tradicii kazanskih tatar [Prayers for rain in the tradition of the Kazan Tatars]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice]. No. 12. Pp. 16–18. (In Russ.). EDN: ZREDTV.
32. Urazmanova, R. G. (2009) Musul'manskie obryady v bytu tatar [Muslim rituals in the life of Tatars]. Etnicheskoe obozrenie [Ethnic review]. No. 1. Pp. 13–25. (In Russ.)