Theatre and Revolution. The Role of Theater Department of the People's Commissariat of Education in the Formation of Public Policy in the Feld of Art
Авторы:
Жбанкова Елена Васильевна,
DOI:
10.35231/25422375_2024_3_222
Полный текст341,48 КБ
В первые годы советской власти происходило становление государственной политики во всех сферах общественной жизни, в том числе в художественной культуре. Особое значение в этот период имела деятельность государственных органов в области театрального дела. Знаменитый «Театральный Октябрь» В. Э. Мейерхольда стал не только основополагающим лозунгом, но и установкой для деятельности руководящих структур. Контроль за становлением и развитием нового театра, соответствующего требованиям государства диктатуры пролетариата, осуществлял Театральный отдел Наркомпроса (ТЕО НКП). За период 1918–1921 гг. на посту заведующего побывали четыре человека. Среди них были две женщины: О. Д. Каменева и В. Р. Менжинская. Кроме заведующего ТЕО, на театральную политику влияли и другие партийные и государственный деятели. Особенно необходимо отметить личный вклад Е. К. Малиновской, бывшей в то время директором Большого театра. Деятельности этих трех женщин и освещается в данной статье. В целом они все трое способствовали претворению в жизнь идей великого реформатора В. Э. Мейерхольда, которому в 2024 г. исполнилось 150 лет со дня рождения.
In the early years of Soviet power, the formation of state policy took place in all spheres of public life, including in artistic culture. The activities of state bodies in the field of theater were of particular importance during this period. The famous "Theatrical October" by V. E. Meyerhold became not only the fundamental slogan, but also the setting for the activities of the governing structures. The control over the formation and development of a new theater that meets the requirements of the state of the dictatorship of the proletariat was carried out by the Theater Department of the People's Commissariat of Education (TEO NCP). During the period 1918-1921, four people visited the post of head. Among them were two women: O. D. Kameneva and V. R. Menzhinskaya. In addition to the head of THEO, other party and government figures influenced theatrical policy. It is especially necessary to note the personal contribution of E. K. Malinovskaya, who was the director of the Bolshoi Theater at that time. The article is devoted to the activities of these three women. In general, all three of them contributed to the implementation of the ideas of the great reformer V. E. Meyerhold, who turned 150 years old in 2024.
Жбанкова Елена Васильевнадоктор исторических наук, профессор
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Москва, Российская Федерация
evzhbankova@mail.ru
1. Ростоцкий Б. И. К истории борьбы за идейность и реализм советского театра. М-Л.:. изд-во Академии наук СССР, 1950. 112 с.
2. Жбанкова Е. В. Гражданская война в России: политика советского государства в области искусства. М.: «Менеджер», 1993. 245 с.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2306. Оп. 24. Д. 6.
4. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 24. Д. 1.
5. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 24. Д. 2.
6. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 24. Д. 3.
7. История советского драматического театра. Т. 1: 1917–1920 / отв. ред. К. Рудницкий. М.: Наука, 1966. 407 с.
8. Шульгин Л. А. А. В.Луначарский. Театр и революция. М.: Искусство, 1975. 159 с.
9. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / гл. ред. С. С.Хромов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 720 с.
10. Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ). Ф. 3. Оп. 1. Д. 21.
11. ЦАОДМ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 26.
12. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) Ф. 17. Оп. 65. Д. 12.
13. Февральский А. В. Первая советская пьеса «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. М.: Советский писатель, 1971. 272 с.
14. Советский театр. Документы и материалы 1917–1921 / отв. ред. А. Юфит. М.: Искусство, 1967. 256 с.
1. Rostockij, B. I. (1950) K istorii bor'by za idejnost' i realizm sovetskogo teatra [To the history of the struggle for ideology and realism of the Soviet theater]. Moscow-Leningrad: izd-vo
Akademii nauk SSSR. (In Russ.)
2. Zhbankova, E. V. (1993) Grazhdanskaya vojna v Rossii: politika sovetskogo gosudarstva v oblasti iskusstva [Civil War in Russia: the policy of the Soviet state in the field of art.]. Moscow:
"Menedzher". (In Russ.)
3. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 2306. Op. 24. D. 6. (In Russ.)
4. GARF. F. 2306. Op. 24. D. 1. (In Russ.)
5. GARF. F. 2306. Op. 24. D. 2. (In Russ.)
6. GARF. F. 2306. Op. 24. D 3. (In Russ.)
7. Rudnickij, K. (1966) (ed.) Istoriya sovetskogo dramaticheskogo teatra. T. 1: 1917–1920 [History of the Soviet dramatic theater. Vol. 1: 1917-1920]. Moscow: "Nauka". (In Russ.)
8. Shul'gin, L. A. (1975) A. V. Lunacharskij. Teatr i revolyuciya [A. V. Lunacharsky. Theater and Revolution]. Moscow: "Iskusstvo". (In Russ.)
9. Hromov, S. S. (1983) (ed.) Grazhdanskaya vojna i voennaya intervenciya v SSSR. Enciklopediya [The Civil War and Military Intervention in the USSR. Encyclopedia]. Moscow: "Sovetskaya
enciklopediya". (In Russ.)
10. Central'nyj arhiv obshchestvennyh dvizhenij Moskvy (CAODM) [Central Archive of Public Movements of Moscow (TsAODM)]. F. 3. Op. 1. D. 21. (In Russ.)
11. CAODM. F. 3. Op. 1. D. 26. (In Russ.)
12. Rossijskij centr hraneniya i izucheniya dokumentov novejshej istorii (RCHIDNI) [Russian Center for the Storage and Study of Documents of Contemporary History (RCSHIDNI)]. F. 17.
Op. 65. D. 12. (In Russ.)
13. Fevral'skij, A. V. (1971) Pervaya sovetskaya p'esa «Misteriya-buff» V. V. Mayakovskogo []. Moscow: "Sovetskij pisatel". (In Russ.)
14. Yufit, A. (1967) (ed.) Sovetskij teatr. Dokumenty i materialy 1917–1921 [Soviet Theater. Documents and Materials 1917-1921]. Moscow: "Iskusstvo". (In Russ.)
Ключевые слова:
театр, революция, руководство, политика, советская власть, женщины, праздник, отдел, Наркомпрос, theater, revolution, leadership, politics, Soviet power, women, holiday, department, Narkompros.
Для цитирования:
Жбанкова Е. В. Театр и революция. Роль Театрального отдела Наркомпроса в становлении государственной политики в области искусства // История повседневности. – 2024. – № 3. – С. 222–235. DOI: 10.35231/25422375_2024_3_222. EDN: TUVFVO
Zhbankova, E. V. (2024) Teatr i revolyutsiya. Rol' Teatral'nogo otdela Narkomprosa v stanovlenii gosudarstvennoy politiki v oblasti iskusstva [Theatre and revolution. The role of Theater Department of the People's Commissariat of Education in the formation of public policy in the field of art]. Istoriya povsednevnosti [History of Everyday Life]. No. 3. Pp. 222–235. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375 _2024_3_222. EDN: TUVFVO