Практики социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первые послевоенные годы (на примере Сталинградской области)

Welfare Practices of Social Security of Orphans and Children Left Without Parental Care in the First Post-war Years (on the Example of Stalingrad Region)

Авторы:
Фантров Павел Петрович,Дубровина Анастасия Николаевна,

DOI:
10.35231/25422375_2023_4_106

Полный текст411,15 КБ

В статье на основе анализа научной литературы и архивных источников дается оценка основным направлениям социального обеспечения детей-сирот, реализуемым специализированными учреждениями Сталинградской области после окончания Великой Отечественной войны. Несмотря на проблемы, связанные с организацией социального обеспечения рассматриваемой категории населения в первые послевоенные годы, местные органы власти, предприятия и общественные организации Сталинградской области помогали детским домам функционировать, но эта помощь была недостаточной в связи с необходимостью восстановления разрушенного войной Сталинграда. Улучшение социального обеспечения детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, требовало значительных финансовых ресурсов, что было затруднительно в условиях послевоенного периода, когда Министерство Просвещения РСФСР также нуждалось в дополнительной материальной помощи. В процессе проведенного исследования установлено, что одной из главных форм организации социального обеспечения являлась шефская помощь, тем не менее, основным источником содержания детских домов все же оставалось собственное подсобное хозяйство. Помимо улучшения материально-технической базы детских домов в Сталинградской области, важными задачами были подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и улучшение учебной и внешкольной работы с детьми-сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей. Исторический опыт социального обеспечения указанной категории населения в послевоенный период в Сталинградской области не потерял актуальности на сегодняшний день, и на его основе возможна разработка и внедрение эффективных мер по совершенствованию рассматриваемого в статье направления социальной политики.


Based on the analysis of scientific literature and archival sources, the authors of the manuscript assess the main directions of social security for orphans, implemented by specialized institutions of Stalingrad region after the end of the Great Patriotic War. Despite the problems associated with the organization of social security for this category of the population in the early post-war years, local authorities, enterprises and public organizations of the Stalingrad region helped orphanages to function, but this assistance was insufficient due to the need to restore the city of Stalingrad destroyed by the war. Improving the social security of orphans and children deprived of parental care required significant financial resources, which was difficult in the post-war period, when the Ministry of Education of RSFSR also needed additional material assistance. In the process of the study, it was found that patronage was one of the main forms of organizing their social security, however, the main source of maintenance of orphanages still remained their own subsidiary farm. In addition to improving the material and technical base of orphanages in Stalingrad region, one of the main tasks was to prepare pupils for independent living and improve educational and out-of-school work with orphans and children left without parental care. The historical experience of social security for this category of the population in the post-war period in Stalingrad region has not lost its relevance today, and on its basis it is possible to develop and implement effective measures to improve the direction of social policy considered in the article.

Фантров Павел Петрович
кандидат политических наук
Волгоградский государственный университет
Волгоград, Российская Федерация
[email protected]

Дубровина Анастасия Николаевна
-
Волгоградский государственный университет
Волгоград, Российская Федерация
[email protected];

1. Нечаева А. М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. – 2001. – № 6. – С. 57–65.
2. Бобровников В. Г., Дулина Н. В., Игнатова Ю. Е. Беспризорники Сталинграда: вопросы социальной защиты детей в годы великой отечественной войны // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2015. – № 9. – С. 56–62. EDN: UZBHHT
3. Ибрагимов Е. В. Роль детских домов в решении проблемы детской беспризорности и безнадзорности в годы Великой Отечественной войны (на материалах Среднего Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 3. – С. 56–59.
4. Меркурьева В. С. Социальная защита детей-сирот в Сталинградской области в середине 1940–1950-х годах // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2008. – № 5. – С. 137–139.
5. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 30. Д. 141.
6. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 86.
7. Крылова Н. Б., Меркурьева В. С. Правовые основы защиты детей в СССР (1941–1943 гг.) // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – № 4. – С. 153–157. EDN: VBYIAP
8. Меркурьева В. С. Эвакуация детей из прифронтовых районов в годы Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской области) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 189–192. EDN: XNGFSX
9. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф.Р.-3423. Оп. 1. Д. 165.
10. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 18. Д. 249.
11. ГАВО. Ф.Р-3423. Оп. 1. Д. 271.
12. Меркурьева В. С. Шефская помощь детям-сиротам в Сталинградской области в годы ВОВ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 308–312. EDN: SLGQXT
13. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 42. Д. 330.
14. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 30. Д. 140.
15. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 30. Д. 141.
16. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 34. Д. 141.
17. Кулешов Ю. В. Война глазами детей: очерки, воспоминания, документы. Волгоград: Издатель, 2008. 152 с.
18. Меркурьева В. С. Особенности организации учебно-воспитательной работы в детских домах сталинградской области в 1943–1945 гг. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 219–223. EDN: VYWZHP
19. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 30. Д. 140.
20. ГАВО. Ф.Р-3423. Оп. 1. Д. 271

Ключевые слова:
дети-сироты, социальное обеспечение, Великая Отечественная война, Сталинградская область, детские дома, учебно-воспитательная работа, шефская помощь, orphans, social security, the Great Patriotic War, Stalingrad region, orphanages, educational work, sponsorship

Для цитирования:
Фантров П. П., Дубровина А. Н. Особенности социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первые послевоенные годы (на примере Сталинградской области) // История повседневности. – 2023. – № 4. – С. 106–125. DOI: 10.35231/25422375_2023_4_106. EDN: WSXAYS Fantrov, P. P., Dubrovina, A. N. (2023) Praktiki social'nogo obespechenija detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, v pervye poslevoennye gody (na primere Stalingradskoj oblasti) [Welfare Practices of Social Security of Orphans and Children Left Without Parental Care in the First Post-war Years (on the Example of Stalingrad Region)]. Istoriya povsednevnosti [History of Everyday Life]. No. 4. Pp. 106–125. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2023_4_106. EDN: WSXAYS

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина