Социальный портрет учителя в отечественной педагогической периодической печати в 1860–1880-е гг.

Social Portrait of a Teacher in the National Pedagogical Periodicals of 1860–1880s

Авторы:
Шевелёв Виталий Юрьевич,

DOI:
10.35231/25422375_2023_4_69

Полный текст395,34 КБ

В статье на основе контент-анализа отечественной педагогической периодической печати рассматриваются составные элементы социального портрета учителя в 1860–1880-е гг. Автор анализирует «Журнал Министерства народного просвещения», журналы «Учитель», «Русский начальный учитель» и «Воспитание и обучение». В результате проведенного исследования было выявлено, что тема, затрагивающая социально-экономическое положение учителя, а также его личностные и профессиональные качества для педагогической периодической печати указанного периода, являлась не самой популярной, её частотность колебалась от 0,32 % до 2,07 % от общего числа статей в отдельных журналах. На основании полученных данных были выделены основные характеристики социального портрета учителя 60–80-х гг. XIX века. Наиболее часто встречающейся чертой оказалась необходимость знания общества, той среды, в которой учитель должен был работать. Также среди наиболее часто встречающихся черт социального портрета учителя обозначенного периода можно выделить его скудное вознаграждение, зачастую не позволяющее обеспечить свою семью предметами первой необходимости, обязанность учителя познакомиться с индивидуальными психофизиологическими особенностями обучаемых детей. Эти знания были необходимы учителю для более эффективной организации образовательного процесса. В наименьшей степени встречались такие черты, как необходимость регулярного саморазвития и искренняя любовь к детям.


Based on the content analysis of Russian pedagogical periodical press, the article examines constituent elements of the teacher’s social portrait in the 1860s – 1880s. The author analyzes the "Journal of the Ministry of Public Education", magazines "Teacher", "Russian primary teacher" and "Education and Training". The conducted research revealed that the topic of the teacher’s socio-economic position, as well as his personal and professional qualities, was not the most popular in the pedagogical periodical press of the specified period and ranged from 0.32 % to 2.07 % of the total number of articles in certain journals. Based on the data obtained, the main characteristics of the teacher’s social portrait of the 60–80s of the 19th century were identified. The most common feature turned out to be the necessity to know the society and environment in which the teacher had to work. Also, among the most common features of the teacher’s social portrait of the designated period there was his meager remuneration, which often did not allow him to provide his family with basic necessities, the teacher’s duty to get acquainted with the individual psychophysiological characteristics of the children being taught. This knowledge was necessary for the teacher to organize the educational process more effectively. The least common features were the need for regular self-development and sincere love for children.

Шевелёв Виталий Юрьевич
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Мохначева М. П. Журналистика и историческая наука: в 2 кн. Книга 1 Журналистика и историографическая традиция в России 30–70-х гг. XIX в. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. 511 с.
2. Лепилкина О. И. Система русской провинциальной периодической печати (XVIII – начало XX в.). М.: Ileksa, 2010. 362 с.
3. Веременко В. А. Становление системы высшего совместного образования в России: (вторая половина XIX – начало XX в.). СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. 44 с.
4. Изместьева Г. П. Классическое образование в истории России XIX века. М.: Пробел-2000, 2003. 335 с.
5. Донин А. Н. Университетские реформы в России: общественная мысль и практика, вторая половина XIX века. Саратов: Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2003. 256 с.
6. Уткин А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII – начала XX веков. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-пед. акад., 2010. 320 с.
7. Задача учителя // Воспитание и обучение. – 1880. – № 1. – С. 1–14.
8. Призвание учителя // Учитель. – 1865. – № 10. – С. 353–360.
9. Жирков И. Письмо к учителям // Русский начальный учитель. – 1886. – № 2. – С. 120–121.
10. Материалы для устройства народных училищ // Учитель. – 1861. – № 2. – С. 45–53.
11. Условия жизни сельской школы и её учителя // Русский начальный учитель. – 1880. – № 10. – С. 26–44.
12. Сухомлинов М. Заметки об училищах и народном образовании в Ярославской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № CXVII. – С. 103–189.
13. Золотов Л. Исследования грамотности по деревням // Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № CXX. – С. 156–197.
14. По поводу писем сельских учителей // Русский начальный учитель. – 1881. – № 4. – С. 236–244.
15. Будущее учителя народной сельской школы // Русский начальный учитель. – 1889. – № 8–9. – С. 160–163.
16. Золотов Л. Исследование крестьянской грамотности по деревням, преимущественно Тверской губернии и частично Московской // Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № CXVIII. – С. 400–442.
17. Варенцов В. О. народной грамотности в Самарской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № CXX. – С. 37–46.
18. Из практики школьного учителя – земледельца // Русский начальный учитель. – 1885. – № 2. – С. 109–116.
19. Значение пчеловодства для сельской школы // Русский начальный учитель. – 1884. – № 3. – С. 137–149.
20. Внутреннее обозрение // Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № CXX. – С. 69–92.
21. Редкин П. Современные педагогические заметки // Учитель. – 1863. – № 3. – С. 130–143.
22. Николенко М. Справедливо ли обвиняют хоть сколько-нибудь самих учеников в их неуспехах в науках? // Учитель. – 1863. – № 19. – С. 889–899.
23. Овсянников Н. К вопросу о ревизии начального народного училища // Журнал Министерства народного просвещения. – 1878. – № CXCIX. – С. 25–42.
24. Мещерский И. О сельскохозяйственных занятиях народных учителей // Русский начальный учитель. – 1885. – № 8–9. – С. 379–386.
25. Взаимные отношения крестьян и учителя // Русский начальный учитель. – 1881. – № 2. – С. 126–131.
26. Из записок сельского учителя // Русский начальный учитель. – 1887. – № 10. – С. 421–428.
27. Признаки нового направления в среде учителей // Русский начальный учитель. – 1883. – № 1. – С. 3–6.
28. Религия в деле воспитания и образования // Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № CXVII. – С. 238–305.
29. О 35-ти летней деятельности Дерптской семинарии для начальных учителей // Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № CXIX. – С. 73–89.
30. От редакции // Учитель. – 1861. – № 1. – С. 1–18.

Ключевые слова:
учитель, материальное положение, любовь к детям, образование, Российская империя, teacher, financial situation, love for children, education, Russian Empire

Для цитирования:
Шевелёв В. Ю. Социальный портрет учителя в отечественной педагогической периодической печати в 1860–1880-е гг. // История повседневности. – 2023. – № 4. – С. 69–84. DOI: 10.35231/25422375_2023_4_69. EDN: LSOENK Shevelelev, V. Yu. (2023) Social'nyj portret uchitelya v otechestvennoj pedagogicheskoj periodicheskoj pechati 1860–1880-e gody [Social Portrait of a Teacher in the National Pedagogical Periodicals of 1860–1880s]. Istoriya povsednevnosti [History of Everyday Life]. No. 4. Pp. 69–84. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2023_4_69. EDN: LSOENK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина