Борьба за нравственность российских паломников во второй половине XIX в.

Struggle for the morality of Russian pilgrims in the second half of the 19th century

Авторы:
Кондаков Юрий Евгеньевич,

DOI:
10.35231/25422375_2023_2_22

Полный текст428,27 КБ

В XIX в. паломничество к святым местам Востока стало массовым явлением. С увеличением количества паломников власти столкнулись с тем, что некоторые из них совершали безнравственные поступки и правонарушения. Дипломаты сообщали, что в Иерусалиме российские паломники пьянствуют, дерутся, бродяжничают, попрошайничают, занимаются сводничеством и даже проституцией. Все это подтвердил глава первой Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский). Он предложил обширный план, призванный повысить нравственность паломников и предотвратить правонарушения с их стороны. Архивные материалы показывают, что после Крымской войны Святейший Синод и Министерство внутренних дел пытались воплотить некоторые предложения Порфирия и его приемника епископа Кирилла. Теперь священников, отправлявшихся в паломничество, должны были предупреждать об ответственности за неблаговидные поступки и проверять их нравственность. Консул в Иерусалиме получил право высылать правонарушителей-паломников и сообщать об их поведении по месту жительства. Эти меры оказались неэффективны, так как штаты консульства и Духовной миссии были недостаточны. Были случаи, когда высылаемые паломники принимали турецкое подданство. Ситуацию не смогло исправить и Императорское православное палестинское общество. Главными виновниками правонарушений являлись «профессиональные паломники». Эти люди отправлялись к святым местам не в религиозных целях, а для получения незаконного дохода. Категорию «профессиональных паломников» было трудно выделить из массы россиян, приезжавших к святым местам. По этой причине власти не хотели прибегать к жестким мерам.


In the 19th century, the Russian pilgrimage to the Holy Places of the East became a mass phenomenon. With the increase in the number of pilgrims, the authorities were faced with the fact that some of them committed immoral acts and offenses. Diplomats reported that in Jerusalem, Russian pilgrims were drinking, fighting, wandering, begging, doing brocage and even prostitution. All this was confirmed by the head of the first Spiritual Mission in Jerusalem, archimandrite Porfiry (Uspensky). He proposed an ambitious plan to improve the morale of the pilgrims and prevent wrongdoing on their part. Archival materials show that after the Crimean War, the Holy Synod and the Ministry of Internal Affairs tried to implement some of the proposals of Porfiry and his successor, Bishop Kirill. Now the priests who went on pilgrimage were to be warned of responsibility for unseemly acts and to check their morality. The consul in Jerusalem received the right to expel pilgrims offenders and report their behavior at the place of residence. These measures turned out to be ineffective, since the staff of the consulate and the Spiritual Mission were insufficient. There were cases when the expelled pilgrims took Turkish citizenship. The Imperial Orthodox Palestine Society could not correct the situation either. The main culprits of the offenses were "professional pilgrims". These people did not go to the Holy Places for religious purposes, but to obtain illegal income. It was difficult to distinguish the category of "professional pilgrims" from the mass of Russians who came to the Holy Places. For this reason, the authorities did not want to resort to harsh measures.

Кондаков Юрий Евгеньевич
доктор исторических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Ямилинец Б. Ф. Россия и Палестина. Отчески культурно-религиозных отношений (XIX - начало XX века). М.-СПб.: Летний сад, 2003. 256 с
2. Лисовой Н. И. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. М.: Индрик, 2006. 512 с
3. Смирнова И. Ю. К истории становления российского церковного присутствия в Святой Земле: Миссия епископа Кирилла (Наумова) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2011. - № 3-4. - С. 365-387
4. Вах К. А. Как начиналась Русская Палестина. Иерусалим в письмах Б. П. Мансурова и В. И. Доргобужинова. 1858-1860 // Иерусалимский православный семинар. - Вып. 7. - М., 2017. - С. 111-255
5. Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С. Российский «Иерусалимский проект» середины XIX века: деятельность Б. П. Мансурова и Русское общество пароходства и торговли // Научный диалог. - 2021. - № 9. - С. 342-364
6. Кондаков Ю. Е., Вах К. А. Записка Мансурова Б. П. о положении создания на Востоке русских богоугодных заведений (1859) // Православный палестинский сборник. - Вып. 120. - М., 2022. - С. 338-367
7. Пономарев С. Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах. СПб.: Тип. Импер. Академии Наук, 1877. 128 с
8. Путешествия в Святую Землю: Записки русских паломников и путешественников XII-XX вв. М.: Лепта, 1985. 255 с
9. Балдин К. Е. Русские в святой земле: паломнические дневники как источник // Лабиринт. - 2013. - № 2. - С. 45-62
10. Платонов П. В. Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках // Иерусалимский вестник ИППО. - Вып. 1. - Иерусалим, 2012. - С. 7-38
11. Житин Р. М. Особенности размещения и быта православных паломников на территории Русского подворья в Иерусалиме (1864-1889 гг.) // Манускрипт. - 2019. - Т. 12. - Вып. 12. - С. 92-96
12. Якушев М. М. Русские паломники в Константинополе и Иерусалиме в первой половине XIX века // Иерусалимский вестник. - 2013. - Серия 4-5. - С. 220-231
13. Порфирий (Успенский) Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. СПб.: Импер. Академия Наук, 1894. Т. 1. 776 с
14. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 797. Оп. 27. От. 2. Ст. 2. Д. 422
15. РГИА. Ф. 797. Оп. 27. От. 2. Ст. 2. Д. 373б.
16. РГИА. Ф. 1286. Оп. 19. Д. 304.
17. Переписка архимандрита Антонина (Капустина) с графом Н. П. Игнатьевым. 1865-1893. М.: Индрик, 2014. 480 с.
18. РГИА. Ф. 1282. Оп. 2. Д. 2044.
19. Дмитриевский А. А. Современное русское паломничество в Святую Землю // Труды Киевской Духовной Академии. - 1903. - № 6. - С. 274-319.
20. Елисеев А. В. С русскими паломниками по святой земле весной 1884 года. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1885. 365 с.

Ключевые слова:
святые места, паломничество, Иерусалим, правонарушения, безнравственность, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, консульство, Духовная миссия, Православное палестинское общество, Holy Places, pilgrimage, Jerusalem, delinquency, immorality, Holy Synod, Ministry of the Interior, consulate, Spiritual Mission, Orthodox Palestinian Society

Для цитирования:
Кондаков Ю. Е. Борьба за нравственность российских паломников во второй половине XIX в. // История повседневности. – 2023. – № 2. – С. 22–36. DOI 10.35231/25422375_2023_2_22 Kondakov, YU. E. (2023). Bor'ba za nravstvennost' rossijskih palomnikov vo vtoroj polovine XIX v. [Struggle for the morality of Russian pilgrims in the second half of the 19th century]. Istoriya povsednevnosti – History of everyday life. No. 2. Pp. 22–36. (In Russ.). DOI 10.35231/25422375_2023_2_22

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина