Статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу жанров современных англоязычных текстов диссертации и монографии (сфера робототехники). Цель статьи заключается в выявлении статуса метаструктур с точки зрения их универсальности и типологичности в отношении следующих функций: текстообразование, толкование, оценочность, комментарий, подтверждение сказанного иллюстрацией, таблицей или графиком, диалогизация, подчеркивание достижений, обособление автора, привлечение внимания, признание и сокращение подробностей. Актуальность статьи состоит в сравнении жанров научно-технического дискурса, что представляет интерес для выявления трансформаций функций метаструктур в зависимости от жанра. Новизна исследования заключается в том, что впервые проводится сопоставительный анализ указанных крупных жанров с акцентом на функциональные особенности метаструктур. Материал исследования представлен современными текстами англоязычных монографий и диссертаций. В статье используются метод сравнительно-сопоставительного, критического дискурс-анализа, корпусно-ориентированного дискурс-анализа и метод сплошной выборки на начальном этапе исследования. Делаются выводы о частности отдельных функций метаструктур в исследуемых жанрах и причинах этого.
This article is devoted to comparative analysis of the modern English thesis and monograph genres (the sphere of robotics). The aim of the article is to find out the status of metastructures according to their universalism and their typology in the reference to such functions as textformation, clarification, evaluation, comment, confirmation of the said afore by illustration, table, graph, etc., dialogization, research importance emphasizing, author emphasizing, attention attraction, acknowledgment and cutting down details. The relevance of the article is the comparison of the genres of scientific and technical discourse that makes interest for finding out metastructures functions transformation due to the genre change. The novelty of the article is the fact that it is the first time when comparative analysis of the studied big genres paying special attention to the metastructures functional peculiarities is performed. The research material is the texts of modern English monograph and thesis. The comparative analysis method, critical discourse analysis method, corpus-oriented discourse analysis and the method of continuous sampling at the first stage of research are applied. Conclusions about the usage frequency of the certain metastructures functions and the reasons of it are made.
Конькова Инна Игоревнакандидат филологических наук
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Саранск, Российская Федерация
mirna_13@mail.ru
1. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. – М.: УРСС, 2003. – 358 с.
2. Берсенева Н. С. Когнитивно-прагматические особенности реализации словообразовательных моделей в жанре научной монографии // Когнитивные исследования языка. – 2018. – № 34. – С. 615–618.
3. Вепрева И. Т. Метаязыковая ориентация языковой личности в условиях языковой перестройки // Активные языковые процессы конца XX века: тез. докл. международн. конф. Шмелевские чтения, 23–25 февр. 2000 г. – М., 2000. – С. 26–28.
4. Данилина Н. И., Разумовская Е. А. Проявление индивидуально-авторского начала в жанре диссертации (у истоков языка науки) // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2021. – № 71. – С. 56–69. DOI: 10.17223/19986645/71/4
5. Доткулова З. О. Сопоставительный анализ жанров научной монографии и статьи (на материале монографий и статей по фармации) // Актуальные вопросы науки: сб. ст. материалов 48-й Международн. научно-практической конф. – М., 2019. – С. 27–41.
6. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. – Назрань: Пилигрим, 2011. – 280 с.
7. Захаров В. П., Богданова С. Ю. Корпусная лингвистика. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. – 148 с.
8. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Защита диссертации как жанр научного дискурса // Язык. Текст. Дискурс. – 2010. – № 8. – С. 338–350.
9. Лукина Н. В. Проблема выделения метатекста в художественном тексте // Вестник РУДН. Серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2009. – № 3. – С. 35–41.
10. Ляпон М. В. Смысловая структура сложного предложения и текст. – М.: Наука, 1986. – 200 с.
11. Мамонтова В. В. Корпусная лингвистика в современной языковедческой парадигме // Актуальные вопросы современной науки. – 2010. – Вып. 12. – С. 230–238.
12. Монография // Новая иллюстрированная энциклопедия / ред. А. П. Горкин. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – Т. 12. Мо-Но.
13. Перфирьева Н. П. Метатекст в аспекте текстовых категорий. – Новосибирск, 2006. – 284 с.
14. Пикулева Э. А., Спирова Т. А. Пoнятиe и структурa мaгистeрскoй диссeртaции // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – 2014. – № 10. – С. 145–155.
15. Сабанчиева А. К. Особенности функционирования терминов сферы астрономии в жанре научной монографии // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по материалам III международн. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 82–87.
16. Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы. – М.: Наука, 1989. – 271 с.
17. Чан Т. Н. Жанр научно-технической монографии на русском и английском языках (на материале текстов по геологии) // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сб. материалов XV Международн. научно-практической конф. студентов и молодых ученых. – Томск, 2015. – С. 144–146.
18. Шаймиев В. А. Метадискурсивные предикаты научного текста: компоненты содержания // Проблемы современной филологии и аспекты преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе: мат-лы IV Международн. научно-практической конф. – Уфа, 2016. – С. 221–225
19. Ягенич Л. В. Структурно-содержательная характеристика диссертации как жанра письменного научного медицинского текста (на материале английского языка) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2021. – № 4 (71). – С. 120–128. DOI: 10.26456/vtfilol/2021.4.120
20. Ярыгина З. А. Способы и средства репрезентации метаструктуры современного учебного текста // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. – 2014. – № 1 (20). – С. 26–33.
21. Joseph L. Learning Robotics using Python. Design, simulate, program, and prototype an autonomous mobile robot using ROS, OpenCV, PCL, and Python. – Birmingham-Mumbai, 2018. – 642 p.
22. Lynch K. M., Park F. C. Modern Robotics. Mechanicsms, Planning and Control. – Cambridge: Cambridge University Press, 2017. – 642 p.
23. YoonSeok P., HanCheol Ch., Ruywoon J., TaeHoon L. ROS Robot Programming. – Seoul, 2017. – 487 p.