Теоретико-методологические и методические основы исследования саморазвития жизнестойкости личности в период юности

Theoretical, methodic and methodological foundations of the study of self-development of the hardiness of the individual during adolescence

Авторы:
Белов Василий Васильевич,Дмитриева Светлана Юрьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_401

Полный текст621,66 КБ

Введение. В статье рассматривается новая исследовательская позиция к изучению саморазвития жизнестойкости личности в период юности. Комбинирование научных представлений в рамках системно-эволюционного и синергетического подходов в современный период развития психологической науки дает возможность прогнозирования вероятностных вариантов индивидуального различия переживания личностью в период юности, в зависимости от особенностей развития рефлексивных процессов в ее саморегуляции и уровней развития ценностной системы, экзистенциальной мотивации и самоактуализации.

Материалы и методы. Работы зарубежных и отечественных авторов, касающиеся методологии научного познания, особенностей возрастного периода юности, саморазвития, жизнестойкости, персонологии, жизнетворчества и др. Объектом исследования является саморазвитие жизнестойкости личности в период юности и др. В качестве методов были использованы анализ, синтез и моделирование.

Результаты исследования. Проведено обоснование применимости системно-эволюционного и синергетического научно-методологических подходов к изучению проблемы саморазвития жизнестойкости личности в период юности. Построена гипотетическая структурно-функциональная поливариативная модель прохождения системой личности периода юности, в зависимости от особенностей рефлексивных процессов в ее саморегуляции. Описан и обоснован методический аппарат исследования.

Обсуждение и выводы. Системно-эволюционный и синергетический научно-методологические подходы позволяют выстроить гипотетическую модель траекторий развития системы личности в период юности, в зависимости от особенностей рефлексивных процессов в ее саморегуляции в сторону конструктивного и деструктивного вариантов развития, уточнив уровневую структуру конструктивного варианта. Предложенный подход позволяет логично и системно подойти к изучению феномена «саморазвитие жизнестойкости личности в период юности».


Introduction. The article considers a new research position to study the self-development of the hardiness of the individual during adolescence. Combining scientific ideas within the framework of system-evolutionary and synergetic approaches in the modern period of development of psychological science makes it possible to predict probabilistic variants of individual differences in the experience a person during adolescence, depending on the peculiarities of the development of reflexive processes in her self-regulation and the levels of development of the value system, existential motivation and self-actualization and the levels of development of the value system, existential motivation and self-actualization.

Materials and methods. The works of foreign and domestic authors devoted to the methodology of scientific cognition, the peculiarities of the age period of youth, self-development, hardiness, personology, life creation. The object of the study is the self-development of the resilience of the individual during adolescence etc. Analysis, synthesis and modeling were used as methods.

Results. The substantiation of the applicability of system-evolutionary and synergetic scientific and methodological approaches to the study of the problem of self-development of the hardiness of the individual during adolescence. A hypothetical structural-functional multivariative model of the passage of the personality system of the period of youth, depending on the features of reflexive processes in its self-regulation, is constructed. The methodological apparatus of the study is described and justified.

Discussion and conclusion. System-evolutionary and synergetic scientific and methodological approaches allow us to build hypothetical model of the trajectories of the development of the personality system during adolescence, depending on the characteristics of reflexive processes in its self-regulation towards constructive and destructive development options, specifying the level structure of the constructive option. The proposed approach allows a logical and systematic approach to the study of the phenomenon of "self-development of the hardiness of the individual during adolescence".

Белов Василий Васильевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected].

Дмитриева Светлана Юрьевна
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 354 с.
3. Богданова М. В. Взаимосвязь жизнестойкости с личностной зрелостью и уровнями жизнеобеспечения личности // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – №9. – С. 149–156.
4. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 227 с.
5. Белов В. В. Системно-эволюционный и культурно-исторический подходы к исследованию развития личности // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. материалов всерос.науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25–26 сентября 2018 года. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2018. – С. 16–20.
6. . Белов В. В., Редина А. В. Интегративный подход к изучению особенностей субъективного переживания одиночества у обучающихся общеобразовательных учреждений с различными типами саморегуляции в подростково-юношеском возрасте // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – № 4. – С. 235–258.
7. Белов В. В., Привалова Е. П. Акмеологический подход к разработке описательной модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – No 4. – С. 216–234.
8. Водяха С.В., Водяха Ю.С. Жизнестойкость креативных студентов // Педагогическое образование в России. – 2020. – №4. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-kreativnyh-studentov (дата обращения: 25.10.2022).
9. Волобуева Н. М. Психологическая культура как условие жизнестойкости человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия гуманитарные науки. – 2011. – №12 (107). Вып. 10. – С. 279–286.
10. Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология [Электронный ресурс]. – URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/ Voskoboinikov_Systems-Research/ (дата обращения: 15.10.2022).
11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М.: АСТ, Харвест, 1998. – С. 165.
12. Григорьева Ю. Б. Зависимость эмоционального благополучия от жизнестойкости личности [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-emotsionalnogo-blagopoluchiya-ot-zhiznestoykosti-lichnosti (дата обращения: 15.10.2022).
13. Дмитриева М. А., Крищенко Е. П., Павлова Т. В. Особенности жизнестойкости и самоотношения у студентов-психологов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhiznestoykosti-i-samootnosheniya-u-studentov-psihologov (дата обращения: 25.10.2022).
14. Донцов Д. А., Донцова М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. – №2. – 2013. – С. 34–42.
15. Зятькова Е. О., Стоянова И. Я., Бохан Н. А. Психологические ресурсы стрессоустойчивости и жизнестойкости студентов в контексте психического здоровья // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2021. – №5 (195). – С. 483–486.
16. Евсеенкова Е. В. Жизнестойкость в условиях пандемии // Вестник Омского государственного университета. Серия «Психология». – 2021. – №4. – С. 20–26.
17. . Ермакова Е. С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов ВУЗА [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovladayuschee-povedenie-zhiznestoykost-stressoustoychivost-i-depressiya-studentov-vuza (дата обращения: 26.10.2022).
18. Ершова И. А., Пермякова М. Е. Связь жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями у юношей и девушек подросткового возраста [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-zhiznestoykosti-s-samootsenkoy-i-koping-strategiyami-u-yunoshey-i-devushek-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 25.10.2022).
19. . Иванова Е. В. Пандемия и жизнестойкость личности: обзор психологических исследований [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8681/ (дата обращения: 24.03.2022).
20. Кобзева О. В., Шагалина М. Н. Жизнестойкость как индикатор адаптации в юношеском возрасте // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание: сб. науч. тр. участников междунар. науч. конф. молодых ученых: в 2 т.; под науч. ред. А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. – 2018. – С. 48–53.
21. . Колесникова А. В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 147 с.
22. Корякина Ю. М. Условия исполненной жизни: описание и измерений экзистенциальных мотиваций // Национальный психологический журнал. – 2015. – №4 (20). – С. 49–65.
23. Никтина Е. В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // ACADEMY. – 2017. – № 9 (19). – С. 100–103.
24. Леонтьев Д. А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их разрешения) // Конфликт в конструктивной психологии: тезисы докладов и сообщений на II научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7–10 июня 1990 г. Красноярск. – 1990. – С. 17–20.
25. Леонтьев Д. А., Мазур Е. С., Сосланда А. И. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Всерос. науч.-практ. конф. по экзестенциальной психологии. – М.: Смысл, 2001. – С. 100–109.
26. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с
27. Леонтьев Д. А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл. – 2011. – 675 с.
28. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. – Т.11. – №4. – С. 110–135.
29. Малютина Т. В. Психологические и психофизиологичские особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. – 2014. – №2 (126). – С. 129–133.
30. Милисбек Кызы Мээрим, Боднар И.Л.Исследование жизнестойкости подростков-мигрантов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-zhiznestoykosti-podrostkov-migrantov (дата обращения: 25.10.2022).
31. Митрофанова Е. Н. Я-авторское как ресурс жизнестойкости [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-avtorskoe-kak-resurs-zhiznestoykosti (дата обращения: 25.10.2022).
32. Методики диагностики эмоциональнои? сферы: психологическии? практикум / сост. О. В. Барканова [серия: Библиотека актуальнои? психологии]. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
33. Никтина Е. В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // ACADEMY. – 2017. – № 9 (19). – С. 100–103.
34. Одинцова М. А., Радчикова Н. П., Степанова Л. В. Оценка пандемии COVID-19 россиянами с разным уровнем жизнестойкости [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-pandemii-covid-19-rossiyanami-s-raznym-urovnem-zhiznestoykosti (дата обращения: 26.10.2022)
35. Осин Е. Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости // Организационная психология. – 2013. – Т.3. – № 3. – С. 42–60.
36. Пашкин С. Б., Кораблина Е. П., Лисовская Н. Б., Бражник Е. И., Иконникова Г. .Ю. Взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости у студентов педагогического ВУЗА [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-lichnostnyh-osobennostey-i-zhiznestoykosti-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 26.10.2022).
37. Покальчук Е. В., Воробьева К. И. Ассертивность как мотивационный компонент жизнестойкости субъекта [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assertivnost-kak-motivatsionnyy-komponent-zhiznestoykosti-subekta (дата обращения: 26.10.2022).
38. Пономарев А. Б., Пикулева Э. А. Методология научных исследований: учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. – 2014. – 186 с.
39. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.
40. Рапохина М. А. Анализ проблемы одиночества и жизнестойкости в современной психологии // Наука и современность. – 2012. – № 17. – С. 159–162.
41. Сутормин О. Ю. Феномен акмеологической составляющей жизнетворческой личности // Сибирский психологический журнал. – 2011. – №42. – С. 44–51.
42. Соловых О. В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // ВЕСТНИК ОГУ. – 2011. – №6 (125). – С. 25–30.
43. Соловьянюк-Кротова В. Г. Синергетический подход к вопросам развития личности // Научный потенциал: работы молодых ученых. – 2013. – №4. – С. 303–307.
44. Сухоруков А. С. Жизнетворчество и формы движения смысловой системы личности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology.ru (дата обращения: 10.05.2022).
45. Фоминова А. Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости [Электронный ресурс]. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12106.htm.
46. Циринг Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 323. – С. 336–342.
47. Шумский В. Б., Уколова Е. М., Осин Е. Н., Лупандина Я. Д. Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2016. – Т. 13. – №4. – С. 763–788.
48. Юдина Е. В. Исследование жизнестойкости у студентов-психологов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2011. – C. 105–109.
49. Maddi, S. R., & Kobasa, S. C. (1984). The hardy executive: Healthunder stress. Homewood, IL: Dow Jones-Irwin.
50. Maddi, S. R. (2002). The story of hardiness: Twenty years of theorizing, research, and practice. Consulting Psychology Journal. – No 54. – Pp. 173–185.
51. Maddi, S. R. (2006) Hardiness: The courage to grow from stresses, The Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice. – No 1:3, – Pp. 160-168.
52. Y?ld?r?m M., Arslan G., ?zaslan A. Perceived Risk and Mental Health Problems Among Healthcare Professionals During COVID-19 Pandemic: Exploring the Mediating Effects of Resilience and Coronavirus Fear [Электронный ресурс] // PsyArXiv. 2020. June 10. URL: https:// doi.org/10.31234/osf.io/84xju (дата обращения: 10.10.2022).

Ключевые слова:
системно-эволюционный подход, синергетический подход, саморазвитие, саморегуляция, рефлексия, системная рефлексия, квазирефлексия, интроспекция, мотивация, экзистенциальная мотивация, ценности, жизнестойкость, жизнетворчество, личность, юность system-evolutionary approach, synergetic approach, self-development, self-regulation, reflection, system reflection, quasi-reflection, introspection, motivation, existential motivation, values, hardiness, creativity, personality, youth

Для цитирования:
Белов В. В., Дмитриева С. Ю. Теоретико-методологические основы исследования саморазвития жизнестойкости личности в период юности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 401–428. DOI 10.35231/18186653_2022_4_401 Belov, V. V., Dmitrieva, S. Y. (2022) Teoretiko-metodologicheskiye i metodicheskiye osnovy issledovaniya samorazvitiya zhiznestoykosti lichnosti v period yunosti [Theoretical, methodic and methodological foundations of the study of self-development of the hardiness of the individual during adolescence]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 401–428. DOI 10.35231/18186653_2022_4_401 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина