Различия в ценностных ориентациях специалистов торговых организаций с дифференцированными стилями управления

The differences in the value orientations of specialists in trade organizations with differentiated management styles

Авторы:
Марихин Сергей Васильевич,Лосев Константин Васильевич,Пикта Владимир Александрович,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_209

Полный текст1,07 МБ

Введение. Российская школа управления очень многогранна, имеет богатую историю и включает в себя ряд заимствований. Этот факт в сочетании с психологическими особенностями административных сотрудников создает большое количество стилей руководства, применяемых с разной степенью эффективности. Используя методику И. Адизеса для классификации, в настоящей статье мы рассмотрим взаимосвязь выбранного стиля управления и ценностных ориентаций рядовых специалистов, задействованных в сфере торговли.

Материалы и методы. Исследование организовано на базе трех коммерческих предприятий, руководители которых имеют дифференциальные личностные профили по классификации И. Адизеса. В общей сложности к участию приглашены 55 мужчин и 17 женщин, средний возраст которых составляет 32 года. Для достижения целей исследования среди респондентов планируется провести диагностику реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С.С. Бубновой и анализ профессиональных предпочтений с использованием опросника Дж. Холланда.

Результаты исследования. Выявлен ряд особенностей, которые могли быть сформированы под влиянием социальной составляющей, в том числе и стиля управления. Сотрудники, работающие с руководителем, придерживающимся системы строго контроля (тип PAei), менее разносторонни и социально активны, их ответы на вопросы тестирования указывают на признаки переутомления. Большая буква «I» (интегратор) в личностном профиле менеджера говорит о склонности к сплочению коллектива и формированию команды. Это положительно влияет на психологический рост и самореализацию персонала. Сразу три выраженных управленческих функции способствуют развитию сотрудников лучше, чем каждая из них в отдельности. Так, люди, работающие у менеджеров с профилем PAEi по классификации И. Адизеса, показывают лучшие результаты, чем подчиненные руководителя, показавшего результат PAei.

Обсуждения и выводы. Проведенное исследование базируется на методиках, разработанных признанными специалистами в области менеджмента и человекопознания, применение которых практикуется как в России, так и за рубежом. Результаты наглядно демонстрируют наличие взаимосвязи между психологическими особенностями руководителя, а также выбранного им стиля управления и ценностными ориентациями рядовых специалистов. Характер профессиональной деятельности неизбежно оказывает влияние на людей, принимающих в ней участие. Об этом свидетельствует наличие общих ценностных и профессиональных ориентаций у всех респондентов.


Introduction. The Russian School of Management is very multifaceted. She has a rich history and many borrowings. This fact and the psychological characteristics of managers create different styles of leadership, more and less successful.

In this article, we will consider the relationship between the managerial approach and the development of the personality of the trade employees. We will use the method of I. Adizes for classification.

Materials and methods. Three commercial enterprises are participating in the study. Their leaders have different personality profiles according to the classification of I. Adizes. 55 men and 17 women have invited to participate. The average age of the participants is 32 years.

We will diagnose the real structure of the value orientations of the individual according to the method of S. S. Bubnova, and analyze professional preferences using the J. Holland questionnaire

Results. Identified features that has can formed due to the social environment and management style.

Employees become less versatile and socially active when management hard control them (type PAei). They show signs of fatigue tightly.

The capital letter "I" (integrator) in the manager's personality profile indicates a propensity for team building. This has a positive effect on the psychological growth and self-realization of the staff.

The three managerial functions together work better each of them separately. People who work with a manager with a PAEi profile according to the classification of I. Adizes show better results than those who work with a manager with a PAei profile.

Discussion and conclusion. The study used techniques that have created by prominent experts. These methods has used in Russia and other countries.

The results show the connection of the managerial style and the personality of the leader with the value orientations of the trade employees.

Professional activities have an impact on people. This has evidenced by the presence of common value and professional orientations among the participants.

Марихин Сергей Васильевич
доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Лосев Константин Васильевич
кандидат психологических наук, доцент
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт национальной гвардии России
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Пикта Владимир Александрович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2. Азидес И. К. Развитие лидеров Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 259 с.
3. Бланшар К., Зигарми П., Зигарми Д. Одноминутный менеджер и ситуационное руководство. – Минск: Поппури, 2002. – 144 с.
4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта, 1998. – 165 с.
5. Вальдшмидт Д. Будь лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 208 с.
6. Виноградова Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования. – М.: Флинта, 2017. – 975 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика, 1982. – 487 с.
8. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: МГУ, 1978. – 118 с.
9. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: Луч, 1993. – 23 с.
10. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 5. – С. 145–148.
11. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии. – М.: Ось-89, 2005. – 416 с.
12. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М.: МГУ, 2008. – 335 с.
13. Колношенко В. И., Колношенко О. В. Проблема лидерства в современном менеджменте // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2015. – № 1. – С. 84–95.
14. Куликова Т. Н., Софьина В. Н. Психологический подход к анализу стилей управления руководителей высшего звена // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 321–332.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
17. Менегетти А. Психология лидера. – М.: Онтопсихология, 2004. – 256 с.
18. Мухамедов Т. Н. Индивидуальные стили управления и руководства // Акмеология. – 2012. – № 2(42). – С. 130–132.
19. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
20. Петрова Н. П. Искусство работать с людьми. – М.: Эксмо, 2005. – 224 с.
21. Пикта В. А., Марихин С. В. Особенности эмоционального выгорания сотрудников, занятых в сфере торговли // XXV юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. Т. III. – СПб., 2021. – С. 190–194.
22. Попков И. В. Влияние стилей управления на эффективность организации / Дорога знаний. – М., 2020. – С. 70–75.
23. Радюк О. М., Басинская И. В., Нехвядович И. Г. Теория лидерских качеств и пятифакторная модель личности // Современные евразийские исследования. – 2016. – № 4. – С. 108–112.
24. Савченко И. А., Худякова О. А. Онтология лидерства в зарубежной науке: концепции и подходы // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – Т. 2. – № 4. – С. 62–67.
25. Сатыбалдина С. М. Влияние стиля управления на удовлетворенность работников условиям деятельности // Синергия наук. – СПб., 2021. – С.443-448.
26. Тартаковский М. С. Акмеология. Эрос и личность. Форма души. – М.: Панорама, 2008. – 320 с.
27. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Эксмо, 2000. – 368 с.
28. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Минск: Попурри, 1998. – 672 с.
29. Allport G. The Person in Psychology. Boston: Beacon Press – 440 p.
30. Myers D. Social Psychology (9-h edition). New York City: McGraw Hill Education, 2007 – 593 p.

Ключевые слова:
ценностные ориентации; психологическое развитие личности; специалисты, занятые в сфере торговли; профессиональная деятельность; личностные особенности; менеджмент; торговля; особенности развития; акмеология; управление человеческими ресурсами value orientations; psychological development of personality; trade employees; professional activity; personality traits; management; trade; development features; acmeology; human resource management

Для цитирования:
Лосев К. В., Марихин С. В., Пикта В. А. Влияние стиля управления на ценностные ориентации специалистов, занятых в торговле // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 209–228. DOI 10.35231/18186653_2022_4_209 Losev, K. V., Marihin, S. V., Pikta, V. A. (2022) Vliyanie stilya upravleniya na cennostnye orientacii specialistov, zanyatyh v torgovle [The management style influence on the value orientations of trade employees]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 209–228. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_209

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина