Институционализация психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в системе образования: региональная управленческая практика

Institutionalization of Psychological and Pedagogical Support for Blind and Visually Impaired Children in the Education System: Regional Management Practice

Авторы:
Кантор Виталий Зорахович,Немирова Наталья Викторовна,Никулина Галина Владимировна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_60

Полный текст605,73 КБ

Введение. В условиях регионализации образования важное значение приобретает сбалансированное развитие и региональных систем специального образования, что в числе прочего должно предполагать институционализацию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с глубоким нарушением зрения.

В данном контексте актуализируются вопросы управленческого обеспечения институционализации такого сопровождения, которые, однако, применительно к слепым и слабовидящим обучающимся до настоящего времени не становились предметом эмпирического изучения в региональном разрезе.

Материалы и методы. В основу исследования был положен контент-анализ документов, размещенных на официальных сайтах 85 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Он проводился в соответствии со структурно-логической схемой, которая исходит из наличия пяти иерархических уровней представления информации.

В качестве единиц счета были определены 12 лексем, отражающих статус слепых и слабовидящих обучающихся как целевой группы психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы. В случае обнаружения в документах данных лексем осуществлялся их контекстуальный анализ.

Результаты исследования. В документах региональных органов управления образованием на всех уровнях представления информации – стратегическом уровне (уровне целеполагания), уровне нормативного обеспечения, уровне инфраструктурного обеспечения, уровне методического обеспечения и операциональном уровне – искомые лексемы представлены в единичных случаях. При этом они используются преимущественно в узком контексте, к тому же не выявляющем в рамках региональных систем специального образования инициативную и последовательную управленческую позицию в сфере институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся.

Обсуждение и выводы. Полученные исследовательские материалы свидетельствует о том, что вопросы институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся не входят на местах в круг основных приоритетов управленческой деятельности в сфере образования и соответствующие управленческие практики, реализуемые в рамках региональных систем специального образования, редуцированы. Следовательно, межрегиональное образовательное пространство в настоящее время недостаточно организовано с точки зрения институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей и ее управленческого обеспечения.


Introduction. In the conditions of regionalization of education, the balanced development of regional systems of special education is also of great importance, which, among other things, should involve the institutionalization of psychological and pedagogical support for children with disabilities, including children with severe visual impairment.

In this context, the issues of management support for the institutionalization of such support are updated, which, however, in relation to blind and visually impaired students have not yet become the subject of empirical study in the regional context.

Materials and methods. The study was based on a content analysis of documents posted on the official websites of 85 regional executive authorities that manage education. It was carried out in accordance with the structural and logical scheme, which proceeds from the five hierarchical levels of information presentation.

12 lexemes were identified as units of account; they reflect the status of blind and visually impaired students as a target group for psychological and pedagogical support and correctional work. If these lexemes were found in the documents, their contextual analysis was carried out.

Results. In the documents of regional educational authorities at all levels of information presentation – the strategic level (goal-setting level), the level of regulatory support, the level of infrastructure support, the level of methodological support and the operational level – the required lexemes are presented in isolated cases. At the same time, they are used mainly in a narrow context, which, moreover, does not reveal an initiative and consistent managerial position in the field of institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired students within the framework of regional systems of special education.

Discussion and conclusions. The obtained research materials indicate that the issues of institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired students are not included in the field of the main priorities of management activities in the field of education and the corresponding management practices implemented within the framework of regional systems of special education they are also reduced. Consequently, the interregional educational space is currently insufficiently organized in terms of the institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired children and its management support.

Кантор Виталий Зорахович
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
v.kantor@mail.ru

Немирова Наталья Викторовна
кандидат социологических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nnemirova@yandex.ru

Никулина Галина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gnikulina40@gmail.com

1. Баранова М. Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: дис. … докт. пед. наук. – СПб., 2005. – 545 с.
2. Денискина В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2012. – №6. – С. 17–24.
3. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. – 2012. – №5. – С. 3–12.
4. Журавлева И. А. Регионализация образования, сущность и концептуальные основания: дис. ... канд. филос. наук. – Иркутск, 2002. – 134 с.
5. Золоткова Е. В., Малышева М. И. Региональная модель комплексного сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 339-343. [Электронный ресурс]. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35911 (дата обращения: 16.10.2022).
6. Иванова А. В., Бугаева А. П. Регионализация математического образования в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 497–501. [Электронный ресурс]. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35301 (дата обращения: 16.10.2022).
7. Кантор В. З., Немирова Н. B., Казанкин В. В. Психолого-педагогическая реабилитация как практика институционализированного сообщества инвалидов по зрению // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 33–56.
8. Кантор В. З., Никулина Г. В., Никулина И. Н. Уровень развития коммуникативной компетентности младших школьников со зрительной недостаточностью в различных институционально-образовательных условиях // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 2. – С. 321–339.
9. Кобрина Л. М., Логинова Е. Т., Никитина М. И. Опыт и перспективы развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – №4. – С. 242–250. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-i-perspektivy-razvitiya-obrazovatelnyh-sistem-dlya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidov-v-leningradskoy (дата обращения: 23.10.2022).
10. Коренева А. В., Девяткова Т. Н. Регионализация обучения русскому языку как условие формирования культуроведческой компетенции/ под ред. А. В. Кореневой: монография. – М.: Русайнс, 2021. – 159 с.
11. Коротков А. М., Сергеев Н. К. Регионализация как тенденция развития современного российского образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – №5 (138). – С. 4–9.
12. Кулешов Е. А. Роль регионализации физического образования для устойчивого экономического развития региона (на примере Кузбасса) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2019. – №5. – С. 65–68.
13. Листвин А. А. Регионализация профессионального образования: механизмы реализации // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – №3 (41). – С. 162–165. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-professionalnogo-obrazovaniya-mehanizmy-realizatsii (дата обращения: 18.10.2022).
14. Лопсонова З. Б. Регионализация содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2014. №4-1. – С. 12–17. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-soderzhaniya-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-vvedeniya-fgos (дата обращения: 18.10.2022).
15. Матайс М. И., Хачатрян Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – Т. 11. – № 6–1. – С. 45–49.
16. Меджидова С. Г., Ихлазов Г. И., Рамазанова Р. М. Психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих и незрячих детей в общеобразовательной школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №65-4. – С. 316–318. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-slabovidyaschih-i-nezryachih-detey-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 22.10.2022).
17. Наумов С. В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования. – 2004. №4 (37). – С. 11–18. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (дата обращения: 19.10.2022).
18. Немирова Н. В., Кантор В. З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. – 2020. – № 3. – С. 28–44.
19. Николаева А. Д., Чудиновских А. В. Региональное образование как научно-педагогическая категория // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 392–396. [Электронный ресурс]. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36458 (дата обращения: 18.10.2022).
20. Ниязова А. А, Галагузова Ю. Н. Регионализация социально-экологического образования: подходы и содержание // Педагогическое образование в России. – 2018. – №2. – С. 35–39.
21. Пенина Т. А. Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2008. – 217 с.
22. Родин М. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в массовой школе: дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2014. –242 с.
23. Сальдаева О. В. О регионализации художественного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2008. – №7. – С. 153–163. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-regionalizatsii-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.10.2022).
24. Серегина О. Ю. Регионализация современного дошкольного образования // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: материалы II Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Липецк, 25 сент. 2020. – Липецк: Изд-во Липецкого государственного педагогического университета им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 126–130.
25. Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение / В. З. Кантор, Г. В. Никулина, Е. Б. Быкова и др. Монография для тифлопедагогов-практиков – CПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – 240 с.
26. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / отв. ред. С. В. Алехина; под. ред. Е. В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с.
27. Суворина Н. П. Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате // Вестник практической психологии образования. – 2021. – Т. 18. – № 1. – C. 71–80.
28. Суворова И. В. Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Томской области // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. № 6 (147). – С. 131–138. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-sistema-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-detey-invalidov-v-tomskoy-oblasti (дата обращения: 16.10.2022).
29. Трутнева Е. И., Мазепа Е. М. Система психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения // Наука и социум: материалы всерос. науч.-практич. конф., Нобосибирск, 25 мая 2019. – Новосибирск: АНО ДПО СИПППИСР, 2019. – С. 146–152. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-v-shkole-internate-dlya-slepyh-i-slabovidyaschih-kak-sredstvo-sotsializatsii-i (дата обращения: 23.10.2022).
30. Шабанова М. М., Алиева Р. Р. Регионализация образования как важный фактор сбалансированного социально-экономического развития региона // Гуманизация образования. – 2010. – №1. – С. 68–73. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 16.10.2022).
31. Юдина И. А., Корякина Т. Г. К проблеме регионализации системы ранней помощи (на примере Республики Саха (Якутия)) // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №6 (79). – С. 297–300. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-regionalizatsii-sistemy-ranney-pomoschi-na-primere-respubliki-saha-yakutiya (дата обращения: 17.10.2022).
32. Albia J. E., Chan, S.-J. Understanding regionalisation in Philippine higher education // Higher Education Evaluation and Development. – 2017. – Vol. 11. – No. 2. – Pp. 95–110. DOI: 10.1108/HEED-07-2017-0003.
33. Chou M. H., Ravinet P. The Rise of ‘Higher Education Regionalism’: An Agenda for Higher Education Research / Huisman, J., de Boer, H., Dill, D.D., Souto-Otero, M. The Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. – London: Palgrave Macmillan, 2015. https://doi.org/10.1007/978-1-137-45617-5_20.
34. Emmerich M. Regionalisierung und Schulentwicklung: Bildungsregionen als Modernisierungsans?tze im Bildungssektor. https://doi.org/10.1007/978-3-531-18942-0_14.
35. Jungermann A., Manitius V., Berkemeyer N. Regionalisierung im schulischen Kontext. Ein ?berblick zu Projekten und Forschungsbefunden// Journal for educational research online. – 2015. – Vol. 7. – No 1. – S. 14–48. DOI: 10.25656/01:11046.
36. Kantor V. Z., Nikulina G. V., Nikulina I. N. The Impact of the Institutional Learning Environments on the Development of Self-Attitude In Pupils With Vision Deficiency // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2017. – Vol. 9 (10). – Рp. 1912–1917. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31045803 (дата обращения: 16.10.2022).
37. Mart?nez S. S., Asorey M. F., Parrilla ?. Investigaci?n Participativa con J?venes con Discapacidad Visual: Cuando los Relatos de Exclusi?n e Inclusi?n Salen a la Calle // Revista Internacional de Educacion para la Justicia Social. – 2019. – Vol. 8 (2). – Pp. 49–64. DOI: 10.15366/riejs2019.8.2.003.
38. Miyauchi H. A Systematic Review on Inclusive Education of Students with Visual Impairment // Education Sciences. – 2020. – Vol. 10 (11). – No 346. DOI: 10.3390/educsci10110346.
39. Turri R. The Role of Regionalization in Public Education: senior theses. – Hartford: Trinity College, 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalrepository.trincoll.edu/theses/81 (дата обращения: 16.10.2022).

Ключевые слова:
слепые и слабовидящие дети, обучающиеся, региональная система специального образования, региональные органы управления образованием, институционализация, контент-анализ blind and visually impaired children, students, regional system of special education, regional educational authorities, institutionalization, content analysis

Для цитирования:
Кантор В. З., Никулина Г. В., Немирова Н. В. Институционализация психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в системе образования: региональная управленческая практика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – №4. – С. 60–87. DOI 10.35231/18186653_2022_4_60 Kantor, V. Z., Nikulina, G. V., Nemirova, N. V. (2022) Institucionalizaciya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya slepyh i slabovidyashchih detej v sisteme obrazovaniya: regional'naya upravlencheskaya praktika [Institutionalization of Psychological and Pedagogical Support for Blind and Visually Impaired Children in the Education System: Regional Management]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 60–87. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_60

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина