Принципы развития самоуправления в коллективах Антона Семёновича Макаренко

Principles of self-management development in collectives Anton Semenovich Makarenko

Авторы:
Платонова Светлана Михайловна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_42

Полный текст432,67 КБ

Введение. Сегодня возрастает роль ученического самоуправления как средства гражданского воспитания обучающихся. Однако практика работы с детским самоуправлением показывает, что оно может функционировать достаточно формально и не решать задачи социального развития обучающихся. Цель нашего исследования – на основе анализа опыта работы с детским самоуправлением А. С. Макаренко выявить те условия, правила, которые позволяют наиболее эффективно использовать ресурс самоуправления для формирования и развития личности ребёнка.

Материалы и методы. В исследовании использовался ретроспективно-исторический метод анализа практики развития самоуправления в опыте А. С. Макаренко. В работе мы опирались на системный подход и рассматривали самоуправление как подсистему по отношению к системе воспитательного учреждения в целом. Аспектный анализ предполагал рассмотрение содержания деятельности по самоуправлению, роли взрослого, этапности в работе с самоуправлением и т.д. Материалами исследования послужили научные историко-педагогические источники: научные и научно-популярные труды, документы, прежде всего труды Антона Семёновича Макаренко с описанием опыта его работы в колонии им. А. М. Горького и в Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского.

Результаты. В жизнедеятельности руководимых Макаренко коллективов те или другие формы самоуправления появлялись и развивались по мере их востребованности в жизни как обеспечивающие нужды функционирования коллектива. Определяющими факторами развития организаторских способностей А. С. Макаренко считал воспитание в коллективе и через коллектив, систему самоуправления, институт командиров, дежурства, смену функций руководства и подчинения, наличие официальных ступеней нравственного роста. Система самоуправления не может быть выдумана, спущена сверху, создана формально.

Обсуждение и выводы. Творческое внедрение современной системы самоуправления предполагает дальнейшее осмысление и обоснованную трансформацию идей А. С. Макаренко. Самоуправление действенно, если мы доверяем воспитанникам, передаём им право решать вопросы в значимой для них сфере жизнедеятельности. Макаренко удалось на практике показать принципы целесообразности, т. е. подчинённости по отношению к жизненно-практической деятельности, и динамичности – количественного и качественного развития системы организаторской деятельности коллектива.


Introduction. Today, the role of student self-government as a means of civic education of students is increasing. However, the practice of working with children's self-government shows that it can function quite formally and not solve the problems of social development of students. The purpose of our research is based on the analysis of the experience of working with the children's self-government A. S. Makarenko to identify those conditions, rules that allow the most effective use of the self-government resource for the formation and development of the child's personality.

Materials and methods. The study used a retrospective-historical method of analyzing the practice of self-government development in the experience of A. S. Makarenko. In our work, we relied on a systematic approach and considered self-government as a subsystem in relation to the educational institution system as a whole. The aspect analysis involved consideration of the content of self-government activities, the role of an adult, stages in working with self-government, etc. The research materials were scientific historical and pedagogical sources: scientific and popular scientific works, documents, first of all, the works of Anton Semenovich Makarenko describing his work experience in the Gorky Colony and in the F. E. Dzerzhinsky Commune.

Results. In the life of the collectives led by Makarenko, certain forms of self-government appeared and developed as they were in demand in life as providing for the needs of the functioning of the collective. A. S. Makarenko considered education in the team and through the team, the system of self-government, the institute of commanders, duty, the change of leadership and subordination functions, the presence of official stages of moral growth to be the determining factors in the development of organizational abilities. The system of self-government cannot be invented, lowered from above, created formally.

Discussion, conclusions. The creative implementation of the modern system of self-government presupposes further comprehension and justified transformation of the ideas of A. S. Makarenko. Self-government is effective if we trust the pupils, give them the right to solve issues in the sphere of life that is important to them. Makarenko managed to demonstrate in practice the principles of expediency, that is, subordination in relation to vital and practical activities, and dynamism - the quantitative and qualitative development of the system of organizational activity of the collective.

Платонова Светлана Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svetplat@mail.ru

1. Богуславский М. Сущность и пределы социально-личностной педагогики А. С. Макаренко // Народное образование. – 2008. – № 6. – С. 231–236.
2. Буслаева Л. П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе и педагогике как средство воспитания учащихся: дис. … канд. пед. наук. – Ленинград, 1987. – 185 с.
3. Воспоминания о Макаренко: сборник материалов / [сост. Н. А. Лялин, Н. А. Морозова; вступ. ст. Н. А. Лялина; коммент. Н. А. Морозовой]. – Ленинград: Лениздат, 1960. – 347 с.
4. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
5. Коротов В. М. Педагогика завтрашнего дня, или еще невостребованный Макаренко. – М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1999.
6. Крашенинникова Л. В., Захаров К. П. Применение методик коллективной организационной формы обучения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 56–68.
7. Макаренко А. С. Марш 30 года: книга для учителя / сост. и авт. коммент. В. Г. Бейлинсон. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с.
8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / гл. ред. М. И. Кондаков; редкол.: В. М. Коротов, С. В. Михалков, В. С. Хелемендик; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983–1986.
9. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.
10. Мальков Е. В. Построение современной педагогической среды в контексте педагогических взглядов А. С. Макаренко и Т. С. Шацкого // Наука и школа. – 2011. – № 1. – С. 88–92.
11. Моргаевская А. Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: дис. … канд пед. наук. – СПб., 2009. – 189 с.
12. Морозов В. В. Смысложизненные установки педагога А. С. Макаренко в воспитании «невоспитуемых» // Социальная педагогика. –- 2013. – № 4. – С. 21–30.
13. Морозова М. И., Кателина А. А. Воспитывающая среда как фактор формирования гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы междунар. научн. конф. 12–13 ноября 2015 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. – С. 143–147.
14. Платонова С. М. Коллективная организаторская деятельность как технология демократизации школ России. Сборник материалов международной конференции «Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса» 25–26 сентября 2014 г. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. – С. 17–25.
15. Ситников В. Л., Комарова А. В. Личность и коллектив: борьба или взаиморазвитие? // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19–21 мая 2011 г. – Ярославль, 2011. – Т. 2. – С. 263–267.
16. Соколов Р. В. К юбилею трех "подвижников соцвоса" прошедшего века // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 3. – С. 22–25.
17. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
18. Фролов А. А. Административное управление и самоуправление в педагогике А. С. Макаренко // Педагогика. – 2011. – № 10. – С. 57–65.
19. Anton Makarenko. Gesammelte werke Marburger Ausgabe. Ver?ffentlichungen 1923–1931 / Bearbeitet von Siegfried Weitz und G?tz Hillig,-Ravensburg: Maier 1976–1980. – 192 s.
20. Antoni Makarenko. Konfrontacje Pedago-giczne z Konca Wieku // pod red. Mariana Bubluka. – Torun, 1999. – S. 63–72.
21. Dokumentation ?ber Makarenkos Konflikt mit Vertretern der ukrainischen «Sozialenziehung» (Februar/Marz 1928) / Herausgeber G?tz Hillig, Marburg, 1991. – 178 s.
22. Eberhard Mannschatz. Gemeinsame Aufgaben bew?ltigung als Medium Sozialp?dagogischer T?tigkeit. Denkanst??e f?r die Wedergewinnung des P?dagogischen aus der Makarenko-Rezeption. Gesellschaft-Geschichte-Gegenwart. – Berlin, 2003. – 722 s.
23. Hamalainen J. Developing social pedagogy as an academic discipline // Anders Gustavsson, Hans-Erik Hermansson, Juha Hamalainen (eds.). Perspectives and Theory in Social Pedagogy. – Goteborg, Daidalos, 2003. – Pp. 133–153.
24. Hillig G., Weitz S. Probleme der Organisationsstruktur der Makarenkoschen Jugendheime // A.S.Makarenko und die sowjetische Paedagogik seiner Zeit. – Marburg, 1972. – S. 42–44.
25. Hillig G. Makarenko und Krupskaja // Makarenko in Ost und West I / Red.: S. Weitz, A. Frolov. Marburg, 1992. – S. 226–252.
26. Makarenko in Ost und West / Red.: S. Weitz, A. Frolov. Marburg, 1993. – 308 s.
27. Thorn Gehring, Fredalene B. Bowers, Rondal Wright. Anton Makarenko: The «John Dewey of the USSR» // Journal of Correctional Education. Lanham: Dec.2005. V.56, Iss.4; – Pp. 327–345.

Ключевые слова:
самоуправление, детское самоуправление, коллектив, организаторская деятельность, отряд, командир, традиции self-government, children's self-government, collective, organizational activity, squad, commander, traditions

Для цитирования:
Платонова С. М. Принципы развития самоуправления в коллективах Антона Семёновича Макаренко // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. – №4. – С. 42–59. DOI 10.35231/18186653_2022_4_42 Platonova, S. M. (2022) Principy` razvitiya samoupravleniya v kollektivax Antona Semyonovicha Makarenko [Principles of Self-Government Development in the Collectives of Anton Semenovich Makarenko]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 42–59. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_42

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина