Введение. В статье актуализируется необходимость и возможность реализации потенциала содержания учебников в формировании ценностных отношений школьников. Цель исследования: анализ потенциала содержания учебников по формированию ценностных отношений школьников и выявление степени его реализации на примере биологии.
Материалы и методы. Материалами послужили научная и методическая литература по теме исследования, образовательные стандарты общего среднего образования РБ, программы по учебным предметам, учебники и учебные пособия, рекомендованные к использованию в учебном процессе, данные бесед, опросов студентов-практикантов, молодых специалистов-педагогов, учителей-предметников. В качестве основных методов были использованы: анализ литературных и документальных источников, контент- и контекстный анализ содержания учебного материала и методы математической обработки данных.
Результаты исследования. Уточнены сущность понятий «ценности», «ценностные отношения», механизм их формирования, и рассмотрены возможности учебных предметов по интериоризации ценностных отношений личностью школьника. Выделен основополагающий фактор формирования ценностного отношения к людям, миру, знаниям, самому себе – образование, получаемое учащимися во всех типах учебных заведения на всех его этапах. Анализируется роль учебника, являющегося сценарием проектирования и организации учебно-воспитательного процесса, средством воплощения содержания учебных предметов в формировании ценностных отношений учащихся. Выявлены приоритетные ценности в содержании учебного материала, форм подачи и степени их раскрытия, качества оценочной деятельности учащихся учебников и учебных пособий по биологии для 9 и 11 классов школ Республики Беларусь. Смысловыми единицами проводимого контент-анализа были избраны параграфы содержания учебного материала. Проанализированные учебные пособия и учебники по биологии позволили не только выявить нереализованный потенциал по формированию ценностных отношений школьников, но и разработать методические рекомендации по его усилению.
Обсуждение и выводы. Для более полного использования потенциала учебных пособий по формированию ценностных отношений школьников необходимо расширить дидактическое поле их формирования за счет всех пяти уровней проектирования и реализаций содержания образования – от уровня теоретических представлений до уровня личности учащихся.
Introduction. The article actualizes the necessity and possibility of realizing the potential of the content of textbooks in the formation of value relations of schoolchildren. The purpose of the study: to analyze the potential of the content of textbooks on the formation of value relations of schoolchildren and to identify the degree of its implementation on the example of biology.
Materials and methods. The materials were scientific and methodological literature on the research topic, educational standards of general secondary education of the Republic of Belarus, programs on academic subjects, textbooks and manuals recommended for use in the educational process, data from interviews, surveys of student trainees, young specialist teachers, subject teachers. The main methods used were the analysis of literary and documentary sources, content and contextual analysis of the content of educational material and methods of mathematical data processing.
Results. The essence of the concepts of "values", "value relations", the mechanism of their formation are clarified, and the possibilities of educational subjects for the interiorization of value relations by a student's personality are considered. The fundamental factor of forming a value attitude to people, the world, knowledge, and oneself is highlighted – the education received by students in all types of educational institutions at all its stages. The role of the textbook, which is a scenario for designing and organizing the educational process, a means of embodying the content of educational subjects, in the formation of students' value relations, is analyzed. The priority values in the content of the educational material, the forms of submission and the degree of their disclosure, the quality of the evaluation activity of students of textbooks and textbooks on biology for grades 9 and 11 of schools of the Republic of Belarus have been identified. The semantic units of the content analysis were selected paragraphs of the content of the educational material. The analyzed textbooks and textbooks on biology allowed not only to identify the unrealized potential for the formation of value relations of schoolchildren, but also to develop methodological recommendations for its strengthening.
Discussion and conclusion. For a more complete use of the potential of textbooks on the formation of value relations of schoolchildren, it is necessary to expand the didactic field of their formation at the expense of all five levels of design and implementation of the content of education – from the level of theoretical concepts to the level of personality of students.
Дьяченко Лариса Семеновнакандидат педагогических наук, доцент
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Витебск, Республика Беларусь
Write2larisa@yandex.ru
Загорулько Регина Владимировнакандидат педагогических наук, доцент
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Витебск, Республика Беларусь
zagorulko_rv59@mail.ru
Макрицкий Михаил Васильевичкандидат педагогических наук, доцент
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Витебск, Республика Беларусь
gaspirovich@list.ru
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Булат, 2000. – 351 с.
2. Галантионова Т. Д. Казакова Е. И., Пугач В. Е. Дидактические принципы создания нового учебника // Педагогика. – 2018. – № 5. – С. 22–36.
3. Геддис Е. В. Современный школьный учебник как средство построения учебного процесса // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – № 193. – С. 84–91.
4. Дьяченко Л. С. Культурологическая концепция как основа развития творческой личности преподавателя и студента // Вестник ВГУ им. П. М. Машерова. – 2018. – № 2 (99). – С. 90–94.
5. Дьяченко Л. С. Практические задания как средство усиления политехнической направленности предметов естественнонаучного цикла: дис. … канд. пед. наук. – М., 1991. – 212 с.
6. Дьяченко Л. С., Ракова Н. А. Задания как средство включения студентов в проектно-преобразующую деятельность // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 73-й Региональной науч. практ. конф., Витебск, 11 марта 2021 г. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова. 2021. – С. 290–292.
7. Дьячкова М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление // Педагогическое образование. – 2008. – № 2. – С. 12–17.
8. Загорулько Р. В. Сущность ценностных отношений личности и механизм их формирования // Веснiк Вiцебскага дзяржаўнага ун-та. – 2011. – №1. – С. 125–130.
9. Загорулькo Р. В., Дединкин А. Л. Ценностные ориентации профессиональной деятельности у старшеклассников и студентов // Ценностные ориентации и историческое сознание населения белорусско-российского приграничья: материалы междунар. науч.-практ. заочной конф., Витебск, 2 февраля 2017 г. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2017. – С. 74–77.
10. Камахина Р. С., Мавлюдова Л. У., Галимова Н. Р. Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения биологии // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28005 (дата обращения: 31.10.2022).
11. Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. – Минск: Нац. ин-т образования М-ва образования Респ. Беларусь, 2000. – 311 с.
12. Краевский В. В., Лернер И. Я., Журавлев И. К. и др. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. – М.: Педагогика, 1989. – 316 с.
13. Макрицкий М. В. Формирование гражданской и нравственной позиции студентов путём привлечения их к волонтёрской деятельности // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта імя П. М. Машэрава. – 2019. – № 4 (105). – С. 137–140.
14. Макрицкий М. В. Значение духовно-нравственного воспитания в преодолении негативных тенденций развития современного общества // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта імя П. М. Машэрава. – 2017. – № 3 (95). – С. 108–111.
15. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. – М.: Колос. – 2007. – 304 с.