Введение. В статье рассматривается вопрос о трудовом устройстве выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью с учетом современных исследований. Описываются основные факторы и особенности, влияющие на общую картину занятости и профессионализации данных лиц.
Материалы и методы. Использовались методы информационного поиска, анализа статистических данных, качественного описания проблематики на основе исследованных данных. В качестве информационной базы исследования использованы статистические данные Росстата, которые характеризуют занятость и профессиональную подготовку молодых инвалидов, а также собственные исследования автора.
Результаты исследования. Описана определенная в ходе исследования проблематика целевого контингента в аспекте трудоустройства, занятости, а также раскрыты направления решения выявленных проблем. При увеличении численности обучающихся с инвалидностью, получающих профессию, за последние восемь лет практически в два раза, только 40% работающих инвалидов, закончивших организацию высшего или среднего профессионального образования, работают по полученной специальности. Выявлены основные субъективные и объективные причины, сдерживающие эффективное трудовое устройство выпускников с инвалидностью. Основной субъективной (личной) причиной является ограничение из-за состояния здоровья. Отсутствие системы поощрения работодателей, трудоустраивающих инвалидов, недостаточная доступность рабочих мест и самих предприятий являются объективными причинами.
Обсуждения и выводы. На основании анализа уровня профессионального образования и трудового устройства выпускников с инвалидностью можно сделать вывод о недостаточной результативности их трудоустройства. Комплекс мер по содействию трудоустройству граждан, получивших высшее образование, содержит всего одну позицию, связанную с трудоустройством выпускников с инвалидностью и ОВЗ, включающую содействие адаптации вновь трудоустраивающихся на рабочем месте и организацию наставничества. Новизна исследования состоит в выявлении объективных и субъективных причин незанятости на рынке труда выпускников с инвалидностью, а также в анализе влияния инвалидности на конкурентоспособность человека с учетом российского и зарубежного опыта. Значимость исследования состоит в выявлении направлений расширения работы по повышению результативности трудоустройства данного контингента выпускников профессиональных образовательных организаций, расширению их конкурентных возможностей.
Introduction. The purpose of the article is to analyze the state of the issue of the employment structure of graduates of professional educational organizations with disabilities, taking into account modern research. The main factors and features affecting the overall picture of employment and professionalization of these persons are described.
Materials and methods. The methods of information retrieval, analysis of statistical data, qualitative description of the problems based on the studied data were used. The statistical data of Rosstat, which characterize the employment and vocational training of young disabled people, as well as the author's own research, were used as the information base of the study.
The results of the study. The problems of the target contingent determined in the course of the study in the aspect of employment are described, as well as the directions of solving the identified problems are disclosed. With an increase in the number of students with disabilities receiving a profession, since 2014, over the past 8 years, almost 2 times, only 40% of working disabled people who have graduated from the organization of higher or secondary vocational education work in their specialty. The main subjective and objective reasons hindering the effective work arrangement of graduates with disabilities have been identified. The main subjective (personal) reason is the restriction due to the state of health. The lack of a system of incentives for employers employing disabled people and the lack of accessibility of workplaces and enterprises themselves are objective reasons.
Discussions and conclusions. Based on the results of the analysis of the level of vocational education and the employment structure of graduates with disabilities, it can be concluded that the effectiveness of their employment is insufficient. The set of measures to promote the employment of citizens who have received higher education contains only one position related to the employment of graduates with disabilities and HIA, including assistance in the adaptation of newly employed in the workplace and the organization of mentoring. The novelty of the study consists in identifying objective and subjective reasons for the lack of employment in the labor market of graduates with disabilities, as well as in analyzing the impact of disability on human competitiveness, taking into account Russian and foreign experience. The significance of the study is to identify areas of expansion of work to improve the effectiveness of employment of this contingent of graduates of vocational educational organizations, to expand their competitive opportunities.
Старобина Елена Михайловнадоктор педагогических наук, доцент
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России
Санкт-Петербург, Российская Федерация
estarobina@yandex.ru
1. Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – С. 1007–1022.
2. Борисова А. А. Белоногов А. А., Глушкова Ю. В. Трудоустройство выпускников вузов: смена приоритетов поиска профессиональной реализации, // Экономика труда – 2022. – Т. 9. – № 3. – С. 224–231.
3. Былков В.Г. Особенности преобразования трудового потенциала в процессе интеграции выпускников учебных заведений на рынок труда // Экономика труда. – 2021. – Т.8. – № 3. – С. 275–294.
4. Гусейнова А.А. Механизмы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С. 139–141.
5. Дзеукожева А.А. Профессиональное самоопределение и особенности этого процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018014868 (дата обращения: 06.05.2022).
6. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 1. – С. 55–68.
7. Панькова Е.Г., Доронина А.А. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. – 2020. – Т. 7. – №11. – С. 1007–1020.
8. Романенкова Д.Ф Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование//Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2018. – №3. – С. 506–510.
9. Романович Н.А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2021. – №1. – С. 5–8.
10. Сербина Н.В. Проблема трудоустройства выпускников вузов: карьерная компетентность как условие их адаптации к рынку труда // Экономика труда. – 2021. – Т.8. – № 12. – С. 1501–1512.
11. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ: коллективная монография / под общ. ред. Е.А. Петровой. – М.: Издательство РГСУ, 2016. – 300 с.
12. Старобина Е.М., Кузьмина И.Е., Гордиевская Е.О., Климон Н.Л. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2015. – №2. – С. 40–47.
13. Старобина Е.М., Рябоконь А.Г., Гордиевская Е.О. Организация профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью. – LAP LANBERT Acadenic publishing RU. – 2021. – 196 с.
14. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г. // Экономика труда. – 2021. Т. 8. – № 12. – С. 1485–1500.
15. Чернецов П.И., Шадчин И.В. Трудоустройство инвалидов молодого возраста в современных условиях рынка труда // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 3 (23). – С. 104–112.
16. Gewurtz, R.E.; Langan, S.; Shand, D. Hiring people with disabilities: A scoping Review. Work 2016, 54.
17. Hill, S.; Roger, A. The experience of disabled and nondisabled students on professional practice placementsin the United Kingdom. Disabil. Soc. 2016, 31, 1205–1225.
18. Magrin M.E., Marini E., Nicolotti M. Employability of Disabled Graduates: Resources for a Sustainable Employment. Sustainability 2019, 11, 1542. https://www.researchgate.net/publication/331785037_Employability_of_Disabled_Graduates_Resources _for_a_Sustainable_Employment
19. Vlachou, A.; Papananou, I. Experiences and Perspectives of Greek Higher Education Students withDisabilities. Educ. Res. 2018, 60, 206–221.