Введение. В статье рассматривается важная для современного этапа развития школы проблема профессиональной активности педагогов. В последние годы органами государственной власти принят ряд документов и мер по поддержке педагогических работников, развитию их профессионального мастерства. Вместе с тем внешние стимулы наиболее эффективны в сочетании с внутренними, которые связаны с профессиональной активностью педагогов. Целью исследования стало определение актуальных направлений проявления профессиональной активности педагогов как условия их творческой самореализации и инновационного обновления школы.
Материалы и методы. Для исследования проблемы использовались методы анализа научных публикаций по изучаемой проблеме, а также наблюдения и анализа инновационной деятельности учителей и педагогических сообществ.
Результаты исследования. На основе анализа существующих подходов к трактовке исследуемого феномена обобщены различные проявления профессионально-педагогической и социально-профессиональной активности педагога, благодаря которым педагог не только развивается профессионально, но и становится проводником образовательной политики, участником партисипативных процессов. Выявлена важная роль активности педагога в инновационных процессах самоорганизации, развитии самоуправляемых начал. Определены направления и факторы повышения профессионально-педагогической активности учителя.
Обсуждение и выводы. В результате исследования выявлен круг задач, к решению которых могут быть привлечены как отдельные педагоги, так и саморегулируемые учительские организации, сетевые сообщества, клубные объединения. К числу таких задач относятся: профессионально-общественные экспертизы (программ, инновационных проектов и пр.), наставничество, разработка и реализация индивидуальных и групповых (в том числе сетевых) проектов, связанных с актуальными инновационными направлениями развития школы и др. Системная поддержка педагогической активности будет способствовать реализации учительского потенциала и инновационному обновлению школы.
Introduction. The article is devoted to the problem of professional activity of teachers, which is important for the current stage of school development. In recent years, state authorities have adopted a number of documents and measures to support teachers and develop their professional skills. At the same time, external incentives are most effective in combination with internal ones, which are associated with the professional activity of teachers. The aim of the study was to determine the actual manifestations of the professional activity of teachers as the conditions for their creative self-realization and innovative renewal of the school.
Materials and methods. To study the problem, methods were used to analyze scientific publications on the problem under study, as well as to observe and analyze the innovative activities of teachers and pedagogical communities.
Results. Based on the analysis of existing approaches to the interpretation of the phenomenon under study, various manifestations of the professional-pedagogical and socioprofessional activity of the teacher are summarized, thanks to which the teacher not only develops professionally, but also becomes a conductor of educational policy, a participant in participatory processes. The important role of the teacher's activity in the innovative processes of self-organization, the development of self-governing principles has been revealed. The directions and factors of increasing the professional and pedagogical activity of the teacher are determined.
Discussion and conclusion. As a result of the study, a range of tasks has been identified, to the solution of which both individual teachers and self-regulating teacher organizations, network communities, and club associations can be involved. These tasks include: professional and public examinations (of programs, innovative projects, etc.), mentoring, development and implementation of individual and group (including network) projects re lated to current innovative areas of school development, etc. Systematic support of pedagogical activity will contribute to the realization of the teacher's potential and innovative renewal of the school.
Рыборецкая Татьяна Геннадьевна-
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tatyana_ryboreck@mail.ru
1. Абрамова В. В. Сущность понятия субъектно-профессиональной активности в контексте воспитательной деятельности педагога // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: Материалы международной научно-практической конференции, Новосибирск, 8–10 декабря 2020 г. – Новосибирск: Немо Пресс, 2020. – С. 330–335.
2. Головчин М. А. Перспективы учительской профессии в контексте эволюции принципов управления образованием в России // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 9–10 (25–26). – С. 61–70.
3. Медник Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 80–84.
4. Натейкина Ю. О. Сетевые профессиональные сообщества как ресурс управления персоналом // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. № 1 (18). – Новосибирск: СибАК, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/science/xx/40716 (дата обращения: 20.02.2022).
5. Панова Н. В. Феномен активности как фактора личностно-профессионального развития жизненной стратегии педагога // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2012. – № 2. – С. 20–26.
6. Соловьева Т. С. Социально-профессиональная активность педагогов: социологический аспект // Вестник Прикамского социального института. – 2018. – № 1 (79). – С. 179–186.
7. Филиппова Д.В. Профессиональная активность педагогов школьного и дошкольного образования (постановка проблемы) // Мир политики и социологии. – 2019. – № 4. – С. 121–128.
8. Щербаков А.В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя: потенциал сетевых профессиональных сообществ // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2. – № 1 (58). – С. 42-54.