Введение. Диагностика качества предоставления образовательных услуг в учреждении высшего образования осуществляется посредством педагогического мониторинга – информативного метода сбора и обработки информации о состоянии учебного процесса с целью выявления проблемных зон и принятия управленческих решений по их преодолению. Безусловно, педагогический мониторинг рассматривается весьма актуальным направлением в области теории и методики профессионального образования, так как выявляет различные проблемы, в частности, позволяет оценить удовлетворенность учебным процессом обучающихся на бюджетной или коммерческой основе.
В статье обсуждаются результаты педагогического мониторинга, направленного на изучение удовлетворенности студентов 1 курса бюджетной и коммерческой форм обучения учебным процессом на кафедре медицинской физики в государственном медицинском педиатрическом университете.
Материалы и методы. Участниками исследования стали 100 респондентов, из них: 57 студентов бюджетной формы обучения (57%) и 43 – коммерческой (43%). Методом педагогического мониторинга являлась авторская анкета, которая предполагала формирование представлений исследователей об удовлетворенности обучающихся лекционно-семинарской системой, процессом взаимодействия преподавателей и обучающихся, качеством преподавания на кафедре медицинской физики и состоянием электронной библиотечной системы вуза. Качественные показатели описывались с помощью абсолютных значений и процентных долей, а их сравнение проводилось с помощью точного критерия Фишера.
Результаты исследования. Результаты диагностики позволяют обнаружить маркеры широкой проблемы качества образования, связанной с запросами обучающихся, их ожиданиями и образовательными потребностями. В частности, результаты данного исследования свидетельствуют о том, что организация учебного процесса на кафедре медицинской физики не совпадает с ожиданиями студентов внебюджетной формы обучения, что обусловлено таким фактором, как «плата за обучение в вузе».
Обсуждение и заключения. Полученные данные выступят основанием для преобразования учебного процесса с тем, чтобы качество предоставляемых образовательных услуг совпадало с ожиданиями студентов и удовлетворяло их образовательные потребности.
Introduction. Diagnostics of the quality of educational services in a higher education institution is carried out through pedagogical monitoring - an informative method of collecting and processing information about the state of the educational process in order to identify problem areas and make managerial decisions to overcome them. Of course, pedagogical monitoring is considered a very relevant direction in the field of theory and methodology of vocational education, as it reveals various problems, in particular, allows you to assess the satisfaction of students with the educational process on a budgetary or commercial basis. The article discusses the results of pedagogical monitoring aimed at studying the satisfaction of 1st year students of the budgetary and commercial forms of education with the educational process at the Department of Medical Physics at the State Medical Pediatric University.
Materials and methods. The study participants were 100 students: 57 from the budgetary form of education (57%) and 43 – commercial (43%). The method of pedagogical monitoring was the author's questionnaire, which involved the formation of researchers' ideas about the studentssatisfaction with the lecture and seminar system, the interaction process between teachers and students, the teaching quality at the Department of Medical Physics and the state of the university electronic library system. Qualitative variables were described by absolute values and percentages, and their comparison was by Fisher's exact test.
Results. The diagnostics results allow us to detect markers of the broad education quality problem related to the needs of students, their expectations and educational needs. In particular, the study results indicate that the educational process organization at the Department of Medical Physics does not match with the expectations of commercial education form students, which is associated with such a factor as "tuition fees at the university".
Discussion and conclusion. The obtained data will serve as the basis for the transformation of the educational process so, that the educational services quality provided matches students expectations and satisfies their educational needs.
Зинкевич Елена Романовнадоктор педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lenazinkevich@mail.ru
Кликунова Ксения Алексеевнакандидат физико-математических наук
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kliksa@gmail.com
1. Адикаева М. К. Проблемы педагогического мониторинга в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: сб. науч. ст. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – С. 13–15.
2. Балош Д. К., Герашенко Т. Б. Роль мониторинга в системе высшего профессионального образования // Вестник университета. – 2012. – №9. – С. 238–246.
3. Блинова Е. Г., Гегечкори И. В., Жернакова Г. Н., Толькова Е. И. Оценка степени удовлетворённости студентов качеством преподавания в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – URL: http://qps.ru/qpojs
4. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. – СПб.: Речь. – 2017. – 360 с.
5. Гаттарова Л. Х. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т.2. – № 12. –С. 26–29.
6. Голенков А. В., Козлов В. А., Сапожников С. П. Динамика показателей удовлетворенности студентов медицинского вуза образовательными услугами // Acta medica Eurasica. – 2015. – № 3. – С. 42–47.
7. Голубева О. А., Мереуц К. И., Тхазаплижева А. Н. Оценка качества образовательных услуг путем оценки удовлетворенности потребителей // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: сб. науч. ст. – Ч. 1. – Вологда: Маркер, 2017. – С. 31–33.
8. Горб В. Г. Технологические аспекты педагогических взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – №2. – С. 46–52.
9. Зотова М. О. Психолого-педагогический мониторинг полилингвальной модели поликультурного образования // Современные технологии в образовании. – 2021. – №21. – С. 128–135.
10. Калуцкий П. В., Василенко Т. Д., Селин А. В. Психологическая удовлетворенность студентов медицинского университета в контексте специфики и длительности обучения // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: сб. науч. ст. – Витебск: ВГМУ, 2017. – С. 532–548.
11. Надточий Ю. Б. Качество преподавания и качество учебных занятий как конкурентное преимущество образовательной организации // Самоуправление. – 2021. – №4. – С. 521–524.
12. Пахомова Н. А., Селиванова Л. Н. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2020. – №5. –С. 95–101.
13. Писаренко Д. А. Студенческое самоуправление как объект педагогического мониторинга // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания: сб. науч. ст. – Самара: Офорт, 2016. – С. 187–194.
14. Поначугин А. В. Педагогический мониторинг деятельности студентов на основе электронного портфолио // Образовательные ресурсы и технологии. – 2021. –№1 (34). – С. 7–12.
15. Сверчков Д. Ю. Об особенностях проведения педагогического мониторинга образовательного процесса в нелинейном пространстве военного вуза // Современный ученый. – 2021. – №3. – С. 85–89.
16. Синченко К. О. Педагогический мониторинг как один из механизмов управления качеством образования // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сб. науч. ст. – Томск: ТПУ, 2013. – С. 158–159.
17. Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. – 2015. – №1. – С. 4–11.