Феномен автономии личности в возрастной психологии

The phenomenon of personal autonomy in age psychology

Авторы:
Магомедова Марият ,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_112

Полный текст543,77 КБ

Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования феномена автономии личности с позиции возрастной психологии. Доказана необходимость введения в научный оборот понятия автономии наряду с такими определениями, как «самостоятельность», «независимость», «свобода», «самость», «Я-как-процесс», «самодетерминация», «самоопределение личности». Синтез научных знаний позволяет увидеть возможные варианты изучения автономии личности не только как качества зрелого индивидуума, но и как высший уровень саморазвития.
Материалы и методы. Статья написана на основе изучения научных трудов по проблеме автономии личности. Был применен общенаучный теоретический метод исследования – теоретический анализ, моделирование.
Результаты исследования. В результате проделанного теоретического анализа обоснована важность изучения феномена автономии личности как высшего уровня саморазвития для воспитания подрастающего поколения, способного творить свою жизнь, основываясь на своей системе ценностей, мотивов, умеющего нести ответственность за свои поступки, деятельность. На основе системно-эволюционного подхода, а также трехкомпонентной модели личности созидающего организационного лидера, по В.В. Белову, нами была разработана модель развития автономии как высшего уровня саморазвития личности, которая позволит определить особенности развития автономии личности лидеров волонтерского движения в период юности и ранней взрослости.
Обсуждение и выводы. Доказана конструктивность системно-эволюционного подхода для изучения феномена автономии личности в психологии, где личность рассматривается как саморазвивающаяся система, имеющая свою трехкомпонентную структуру, которая включает в себя такие подсистемы, как саморегуляция, самоуправление, саморазвитие. Именно в ходе саморазвития происходит трансформация и переход личности на уровень творца своей жизни. Это и позволяет системно подойти к изучению феномена автономии как высшего уровня саморазвития личности.


Introduction. The article presents the results of a theoretical study of the phenomenon of personal autonomy from the perspective of age psychology, proves the need to introduce the concept of autonomy into scientific circulation along with such as independence, independence, freedom, self, "I-as-a-process", self-determination, self-determination of the individual. The synthesis of scientific knowledge allows us to see possible options for studying personal autonomy not only as a quality of a mature personality, but also as the highest level of self-development.
Materials and methods. The article is based on the study of scientific papers studying the problem of personal autonomy. A general scientific theoretical method of research was applied - theoretical analysis, modeling.
The results of the study. As a result of the theoretical analysis, the importance of studying the phenomenon of personal autonomy as the highest level of self-development for the upbringing of the younger generation, able to create their lives based on their system of values, motives, able to be responsible for their actions, activities, is substantiated. Based on a system-evolutionary approach, as well as a three-component personality model of a creative organizational leader according to V.V. To Belov, we have developed a model of the development of autonomy as the highest level of self-development of the individual, which will allow us to determine the features of the development of the autonomy of the personality of the leaders of the volunteer movement during adolescence and early adulthood.
Discussion and conclusions. The constructiveness of the system-evolutionary approach for studying the phenomenon of personality autonomy in psychology is proved, where personality is considered as a self-developing system with its own three-component structure, which includes such subsystems as self-regulation, self-management, self-development. It is in the course of self-development that the transformation and transition of the personality to the level of the creator of his life takes place. This allows a systematic approach to the study of the phenomenon of autonomy as the highest level of personal self-development.

Магомедова Марият
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
marijat_m@mail.ru

1. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – №4. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – С. 43–57.
2. Белов В.В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения: сб. материалов междунар. науч. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – С. 292–296.
3. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
4. Доронцова О.А. Психолого-педагогические детерминанты развития автономии подростков в образовательном процессе: дис. … канд. псих. наук. – Брянск. – 2019. – 194 с.
5. Ежевская Т.Е. Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – № 5 (40). – 2011. – С. 132–136.
6. Магомедова М. Теоретические аспекты исследования феномена автономии личности в психологии // IХ Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. 22 мая 2021 г. / отв. ред. Т.В. Седлецкая. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 80–85.
7. Марченко А.Н. Автономия как способность выхода человека за пределы институциональной культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – Вып. №3. – 2013. – С. 60–66.
8. Петров А.В. Автономия личности как право на принятие решения // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – №2. – 2008. – С. 217–220.
9. Степанова Н.А. Проблема изучения самодетерминации личности в отечественной психологической науке // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – Т. 19. – Вып. 1. – 2019. – С. 69–75.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
11. Richard M. Ryan, Edward L. Deci Self-Determination Theory. Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. – New York: The Guilford Press. 2017. – 756 с.

Ключевые слова:
автономия личности, волонтерство, системно-эволюционный подход, лидер, личность как саморазвивающаяся система, мотивационно-потребностные характеристики личности, самодетерминация, самоорганизация, саморазвитие, системно-эволюционный подход, ценностно-смысловые характеристики личности personality autonomy, volunteering, system-evolutionary approach, leader, personality as a self-developing system, motivational and need characteristics of personality, self-determination, self-organization, self-development, system-evolutionary approach, value-semantic characteristics of personality

Для цитирования:
Магомедова М. Феномен автономии личности в возрастной психологии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – №2. – С. 112–131. DOI 10.35231/18186653_2022_2_112 Magomedova, M. (2022) Phenomen avtonomii lichnosti v vozrastnoj psihologii [The phenomenon of personal autonomy in age psychology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 112–131. DOI 10.35231/18186653_2022_2_112 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина