Введение. В статье на основе анализа философской, педагогической, психологической, методической литературы, а также нормативных документов, теоретически обосновывается значение научно-исследовательской деятельности студентов в их профессиональном становлении. Профессиональное становление трактуется как непрерывный поэтапный процесс. Раскрывается значимость вузовского этапа в процессе профессионального становления педагогов, обосновывается роль научноисследовательской деятельности, которая рассматривается как фактор успешного профессионального становления будущих педагогов на вузовском этапе непрерывного образования. Материалы и методы. Представленный в статье материал был получен в процессе теоретического анализа научной литературы и экспериментальной работы, в ходе которой использовался комплекс методов: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов научно-исследовательской деятельности студентов. Исследование проводилось на факультете психологии в течение четырех лет со студентами, обучающимися по направлению Начальное образование. Результаты исследования. Теоретически обоснована и экспериментально проверена роль научно-исследовательской деятельности в процессе профессионального становления педагога. Обсуждение и выводы. Экспериментальная работа показала, что включенность в педагогическую научно-исследовательскую деятельность повышает интерес к педагогической профессии, мотивирует студентов на работу в системе образования, развивает творческую активность и стремление к самообразованию
Архиповская Елена Петровна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
elkaarhipka@mail.ru
Коновалова Людмила Викторовна доктор педагогических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ivolga79@bk.ru
1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: моногр. – М.: КНОРУС, 2018. – 512 с.
2. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. – Л.: ИОВ РАО, 1981. – С. 6–22.
3. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 239 с.
4. Левина М. М. Ценностно-целевые функции личностно-ориентированного профессионального педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 1. – С. 110–174.
5. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика,1990. – 104 с.
6. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / под ред. В.В. Балашова: в 3 ч. – Ч.1. –М.: ГУУ, 2002.
7. Симановский А.Э. Структура профессионально важных качеств учителя необходимых для организации творческого обучения // Мир психологии. – 2002. – №4. – С. 217.
8. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М.: Просвещение, 1976. – 157 с.
9. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. – 2004. – №1. – С. 43–49.