Лучшие практики взаимодействия в инклюзивной образовательной среде

Авторы:
Денисова Ольга Александровна,Леханова Ольга Леонидовна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_192

Полный текст531,19 КБ

Введение. В статье исследуется один из аспектов проблемы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Значимость решения проблемы определена практическим запросом на разработку и определение механизмов реализации нового регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подписанного в 2021 г. Министерством труда РФ, Министерством просвещения РФ, Министерством высшего образования и науки РФ. Научная обоснованность проблемы связана с необходимостью анализа опыта взаимодействия в инклюзивной образовательной среде с целью выделения ключевых характеристик и условий продуктивного взаимодействия. Материалы и методы. Исследование проблемы взаимодействия субъектов инклюзии, вовлечённых в процесс организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также решение вопросов содействия их трудоустройству осуществлено посредством анализа методологии проблемного поля и обобщения лучших практик продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Также в качестве материалов исследования использованы результаты практического опыта Череповецкого государственного университета, на базе которого с 2017 г. функционирует Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов, опыта Ассоциации инклюзивных вузов России. Методами научного исследования выступили анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Результаты исследования. Результаты исследования показывают, что продуктивное взаимодействия в инклюзивной образовательной среде реализуется на разных уровнях: международном, федеральном, уровне федерального округа, региона, муниципалитета, организации (учреждения). Ресурсами продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде являются компетентность, опыт, готовность участников взаимодействия к сотрудничеству. Оценка ресурсов позволяет прогнозировать перспективы взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Обсуждение и выводы. В настоящее время на территории России формируются кейсы по формированию практики продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Продуктивное взаимодействие субъектов инклюзии является условием включения инвалидов в образовательные, трудовые и социальные отношения. Необходимо создавать условия для активного внедрения и трансляции лучших практик продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде

Денисова Ольга Александровна
доктор педагогических наук, профессор
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
denisova@inbox.ru

Леханова Ольга Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
lehanovao@mail.ru

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2019. – 448 с.
2. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Специфика взаимодействия ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сб. ст. – М., 2018. С. 72–82.
3. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. – М.: Народное образование, 2000. – 248 с.
4. Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 187с.
5. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О. А. Денисовой. – М.: Сфера, 2012. –64 с.
6. Денисова О. А., Леханова О. Л. Готовность стейкхолдеров к взаимодействию в инклюзивном образовательном и социокультурном пространстве // Инклюзия в университетах: глобальные тренды и локальные стратегии: сб. ст. междунар. науч. онлайнфорума г. Тюмень, 27–28 октября 2020. – М.: Знание-М, 2020. –С. 173–178.
7. Денисова О.А., Леханова О.Л. Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – № 6. – С. 156–169.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 509 с.
9. Мясищев В.Н. Психологические отношения / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1995. – С. 356.
10. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991. – 192 с.
11. Kanigel R. The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency. Viking, New York, 1997.

Ключевые слова:
лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, продуктивное взаимодействие, лучшие практики, инклюзивная образовательная среда.

Для цитирования:
Денисова О.А., Леханова О.Л. Лучшие практики взаимодействия в инклюзивной образовательной среде // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2021. – № 4. – С. 192–205. DOI 10.35231/18186653_2021_4_192

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина