Выявляемые и заданные конструкты репертуарных методик при изучении межличностного познания студентов

Авторы:
Алёшкин Николай Иванович,Сербина Любовь Федоровна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_10

Полный текст643,51 КБ

Введение. В статье рассматривается психодиагностический потенциал репертуарных методик при изучении особенностей межличностного познания студентов на различных этапах обучения в вузе. Сопоставляется информативность выявляемых и заданных конструктов репертуарной методики. Материалы и выводы. Выполнено сравнительное эмпирическое исследование особенностей межличностного познания студентов-бакалавров на различных этапах обучения: учебная адаптация (I курс), основной этап обучения (II-III курсы), предварительная профессиональная адаптация (IV курс). Всего обследовано 120 человек. На первом этапе исследования групповым методом применялись стандартизированные тесты, на втором этапе в индивидуальном порядке проводилась репертуарная методика с выявляемыми и заданными конструктами. Результаты исследования. Получены экспериментальные факты о большей информативности выявляемых конструктов (в сравнении с заданными) репертуарной методики, что подтверждено сравнением выборок по статистическому U-критерию Манна-Уитни. При сравнении выявленных и заданных конструктов наиболее информативными оказались следующие структурные показатели репертуарной методики: частота встречаемости конструктов, высокие корреляции конструктов, информативность 1-го конструкт-фактора, высокие корреляции персонажей, Я-реальное. Обсуждение и выводы. Большая информативность выявляемых конструктов (в сравнении с заданными) репертуарной методики объясняется тем, что они регистрируют уникальные особенности сознания и самосознания личности. Психодиагностический потенциал репертуарной методики увеличивают структурные количественные показатели, адекватные интегральным конструктам обследуемого. При этом репертуарная методика требует компьютеризации

Алёшкин Николай Иванович
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
n.i.aleshkin@gmail.com

Сербина Любовь Федоровна
доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
serbinalf@mail.ru

1. Алёшкин Н. И., Сербина Л. Ф. Типология студентов по степени сформированности компетентности в межличностном познании // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 67–83.
2. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения: монография. – М.: Наука, 1978. – 312 с.
3. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика: монография. – СПб.: Братство, 1994. – 364 с.
4. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов: монография / пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000. – 249 с.
5. Крупицкий Е.М., Гриненко А.Я. Невербальные (цветовые) репертуарные решетки: методология исследования // Обозр. психиатр. и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 1995. – 3. – С. 51–72.
6. Люсин Д. В., Ушаков Д. В. (ред.) Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: Труды института психологии РАН. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: монография. – 3-е изд. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.
8. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. – 1984 – № 3. – С. 151—157.
9. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт: монография. – СПб.: Речь, 2002. – 420 с.
10. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: монография / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
11. Abt L., Bellak L. Projective psychology: clinical approaches to the total personality. – Charleston: Nabu Press, 2014. – 532 p.
12. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. – Oxford: Holt, 1937. – 588 p.
13. Baltes P. B., Staudinger U. M. The search for psychology of wisdom // Current Directions in Psychological Science. – 1993. – №2. – P. 75—80.
14. Guilford J. P. Three Faces of Intellect // American Psychologist. – 1959. – V. 14. – P. 469–479.
15. Guilford J. P. The nature of intelligence. – NY.: McGraw-Hill, 1967. – 538 p.
16. Leach C., Freshwater K., Aldridge J., Sunderland J. // Analysis of repertory grids in clinical practice. British Journal of Clinical Psychology. – 2001. – 40. – С. 225–248.
17. Neimeyer R. A., Neimeyer G. J. (Eds.) Advances in Personal Construct Psychology. – New York: Praeger 2002. – 264 p.
18. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. – № 9. – 1990. – P. 185—211.
19. Sternberg R., Kosti? A. (Eds.) Social Intelligence and Nonverbal Communication. – London: Palgrave Macmillan, 2020. – 440 с.

Ключевые слова:
репертуарные методики, межличностное познание, выявляемые и заданные конструкты, количественные структурные показатели репертуарных методик.

Для цитирования:
Алёшкин Н. И., Сербина Л. Ф. Выявляемые и заданные конструкты репертуарных методик при изучении межличностного познания студентов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 10–23. DOI 10.35231/18186653_2021_4_10

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина