Виртуальные сетевые сообщества как предмет исследований философской антропологии

Авторы:
Гайсина Светлана Валерьевна,Романов Константин Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2021_3_83

Полный текст880,85 КБ

Введение. Сохранение мировой цивилизации в условиях применения мощных разрушительных инструментов интеллекта ставит под вопрос перспективы дальнейшей гуманизации. Особого внимания заслуживает система цифровой трансформации образования, ведущим элементом которой являются виртуально-сетевые сообщества. Содержание. В статье рассматриваются риски процессов цифровизации. В фокусе исследования настоящей статьи находится проблема определения виртуально-сетевых сообществ в качестве предметной области философской антропологии. Обращается внимание на возможность управления реальностью в виртуально-сетевых сообществах. Показывается необходимость изменений в методологии науки и новая предметная область философской антропологии. Выводы. Включение в предметную область философской антропологии виртуально-сетевых сообществ возможно за счет обращения к методологии межпредметных исследований в области философской антропологии, философии науки, общей педагогики, исследования цифровой трансформации образования на основе гуманистического конструктивного реализма.

Гайсина Светлана Валерьевна
-
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-Петербург, Российская Федерация
s_v@bk.ru

Романов Константин Владимирович
доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-Петербург, Российская Федерация
romanov1kv@mail.ru

1. Антонова О. А., Соловьев С. В. Теория и практика виртуальной реальности: логикофилософский анализ. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 168 с.
2. Гайсина С. В. Взаимодействие в виртуальной среде, или Учебное сообщество: цели и задачи // Непрерывное образование. – 2012. – № 1. – C. 64–71.
3. Гайсина С. В. Учебное сетевое сообщество как технология электронного обучения // Современное образование: традиции и инновации: научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 148–154.
4. Говорунов А. В. Философская антропология: от человеческого к нечеловеческому // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер 6. – 2007. – Вып. 1. – С. 84–89.
5. Долин В. А. Трансгуманистические представления о человеке в современном антропологическом дискурсе // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – № 4. – С. 133–144.
6. Желобов А. П., Романов К. В. Возможен ли антропный принцип в цифровом образовании? // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2018. – № 3. – C. 42–52.
7. Казютинский В. В. Антропный принцип // Новая философская энциклопедия. Т. 1. – М.: Мысль, 2010. – 800 c.
8. Козлова Т. А. Влияние тенденций постмодерна на развитие философской антропологии и философии образования // Философская мысль. – 2020. – № 4. – С. 14–23.
9. Конев В. А. Антропологический поворот/разворот культуры – новый вариант проекта модерна // Международный журнал исследований культуры. – 2014. – № 15. – С. 5–11. 10. Конева А. В., Полатайко С. В. Философско-антропологические аспекты религии в цифровом пространстве и новые религиозные практики в сети Интернет // Трансформации религий в современном обществе и культуре: моногр. / науч. ред. М. Ю. Смирнов. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2019. – С. 27–44.
11. Кондаков А. М., Сергеев И. С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. – 2021. – № 1. – C. 5–24.
12. Коуров В. Г., Маслиева О. В., Назиров А. Э. Интеллектуальные среды обучения на основе адаптивных структур. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та сервиса и экономики, 2007. – 139 с.
13. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический проект, 2008. – 692 с.
14. Лекторский В. В. Человек и культура. Избранные статьи. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 640 с.
15. Марков Б. В. Культурные «технологии» антропогенеза (качественный подход) // Международный журнал исследований культуры. – 2014. – № 15. – С. 21–33.
16. Перминова Л. М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней: философскопедагогические аспекты. 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Школьные технологии, 2021. – 296 с.
17. Романов К. В., Ермолаев Р. Б. Культурные инновации как проблема современного образования // Педагогика. – 2019. – № 5. – C. 55–64.
18. Савчук В. В., Очеретяный К. А. Цифровой поворот: глобальные тенденции и локальные специфики // Вопросы философии. – 2021. – № 4. – C. 5–16.
19. Смирнов М. Ю. Новые форматы религии в публичном пространстве современного российского общества // Технологос. – 2020. – № 1. – С. 124–132.
20. Соколовский С. В. Методология и принципы цифровой антропологии // Сибирские исторические исследования. – 2021. – № 1. – С. 200–214.
21. Степин В. С. Философия и методология науки. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2015. – 716 с.
22. Храпов С. А., Баева Л. В. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды // Вопросы философии. – 2021. – № 4. – C. 17–26.
23. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.: Школа Культурной Политики, 1995. – 800 с.
24. Boellstorff T. Rethinking digital anthropology // Digital Anthropology / ed. by H. Horst and D. Miller. – London: Bloomsbury, 2012. – P. 39–60.
25. Bluteau J. M. Legitimizing digital anthropology through immersive cohabitation: Becoming an observing participant in a blended digital landscape // Ethnography. – 2019. – Vol. 138 (22). – No. 1. – P. 1–19.
26. Escobar A. Welcome to Cyberia: notes on the anthropology of cyberculture // Current Anthropology. – 1994. – Vol. 35. – No. 3. – P. 211–231.

Ключевые слова:
риски цифровизации, цифровой поворот, цифровая конфигурация реальности, виртуально-сетевое сообщество, границы реальности, философская антропология, цифровая антропология, гуманизм, конструктивный реализм, методология науки.

Для цитирования:
Гайсина С. В., Романов К. В. Виртуальные сетевые сообщества как предмет исследований философской антропологии / С. В. Гайсина, К. В. Романов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 83–92. DOI 10.35231/18186653_2021_3_83

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина