Условия достижения и показатели целостности образовательного процесса

Авторы:
Ускова Светлана Анатольевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_328

Полный текст577,64 КБ

Введение. В статье решается проблема структурного анализа условий достижения и показателей целостности образовательного процесса в современной меняющейся педагогической реальности под влиянием вызовов современности в логике системно-деятельностного подхода (определяющего основные функции образовательного процесса, последовательность реализации которых обеспечивает достижение образовательных результатов), системно-структурного подхода (определяющего основные компоненты образовательного процесса, наличие и взаимосвязь которых обеспечивает достижение образовательных результатов), системно-целостного подхода (определяющего основные характеристики (признаки целостности) образовательного процесса, которые являются показателями его результативности), синергетического подхода (определяющего точки бифуркации, порождающие противоречия, разрушающие его целостность). Материалы и методы. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований определены и обоснованы методы становления целостности образовательного процесса: метод системно-деятельностного анализа, направленный на выявление совокупности функций, реализуемых в процессе взаимодействия его участников, метод системно-структурного анализа, направленный на выявление совокупности взаимосвязанных компонентов (подсистем), метод системно-целостного анализа, направленный на выявление совокупности признаков целостности образовательного процесса, метод синергетического анализа, направленный на выявление точек бифуркации, порождающих противоречия в ходе образовательного процесса. Результаты исследования и выводы. В ходе обобщения результатов исследования определены условия, обеспечивающие достижение основных показателей целостности образовательного процесса: -концептуальность образовательного процесса обеспечивается посредством построения смыслообразующего компонента, функция которого решение проблемы определения базовых смыслов и принципов; -адаптивность образовательного процесса, обеспечивается посредством построения средово-аналитического компонента, функция которого решение проблемы изучения и учета реалий (условий) осуществления образовательного процесса); -целенаправленность образовательного процесса обеспечивается посредством построения целепроектировочного компонента, функция которого решение проблемы определения цели и способов ее достижения); -упорядоченность образовательного процесса обеспечивается посредством построения организационно-управленческого компонента, функция которого решение проблемы определения организационной формы и нормативных требований к действиям участников образовательного процесса; -содержательность образовательного процесса обеспечивается посредством построения информационно-содержательного компонента, функция которого решение проблемы отбора содержания образовательного процесса; - технологичность образовательного процесса обеспечивается посредством построения технологического компонента, функция которого решение проблемы систематизации средств реализации образовательного процесса; -диалогичность (межсубъектность) образовательного процесса обеспечивается посредством построения коммуникативного компонента, функция которого решение проблемы межсубъектного взаимодействия (коммуникации, механизма обратной связи) участников образовательного процесса; -открытость (незавершенность) образовательного процесса обеспечивается посредством построения системоразвивающего компонента, функция которого решение проблемы повышения качества образовательного процесса.

Ускова Светлана Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
USA1807@yandex.ru

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований. – М.: Мысль, 1970. – С. 7– 48.
4. Горшкова В. В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика. – № 2. Февраль 2011. – C. 68–76.
5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. – М.: URSS, 2014. – 254 с.
7. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований / ред. А.И. Пискунов, Г.В. Воробьев. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – С. 82–117.
8. Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. – 140 с.
9. Рыжова Н.И., Ускова С.А., Залялютдинова З.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1(50). – С. 115–119.
10. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. – Барнаул, 1996.
11. Ускова С.А. Повышение качества профессионально-педагогической деятельности учителя в решении ситуаций неопределенности: дефициты, конфликты, кризисы // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 3. – С. 224–241.
12. Ускова С.А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Т. 12. – № 1. – С. 3–15. doi:10.17759/psyedu.2020120101
13. Ускова С.А. Профессионально-педагогическая компетентность учителя как показатель готовности к проектированию и реализации современного образовательного процесса // Человек и образование. – 2019. – № 2. – С. 69–75.
14. Ускова С.А. Технологизация образовательного процесса как условие повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя // Вестн. С.Петерб. ун-та технологии и дизайна. – 2019. – № 3. – С. 89–97.
15. Чупрова Л.В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 167–170.
16. Шамова Т.И. Избранные труды / Вст. ст. С.Г. Воровщикова. – М.: Перспектива, 2009. – 352 с.
17. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: моногр. – М.: Университетская книга, 2008. – 300 с.
18. Coe R. What makes great teaching?: Review of the Underpinning Research.Coe R.(eds.). London: The Sutton Trust.2014.57 p.
19. Gorshkova, V.V., Uskova, S.A and Tonkonogaya, E.P. (2019). Subject professional activity of a teacher: methodological framework and theoretical design. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Retrieved from: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.02.243
20. Louden W. Standardised Assessment of Initial Teacher Education: Environmental Scan and Case Studies: a Paper Prepared for the Australian Institute for Teaching and School Leadership.Melbourne VIC: AITSL, 2015.
21. Teacher Evaluation: a Conceptual Framework and Examples of Country Practices. OECD. Paris: OECD, 2009. 37 p.
22. Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching. OECD. Paris: OECD publishing, 2013. 124 p.
23. Uskova S.A., Baryshnikov E.N., Gorshkova V.V., Konovalova L.V., Shingaev S.M., Katelina A.A. (2020) Teacher professional and personal development: integrative аpproach. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, Retrieved from: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2021.05.221

Ключевые слова:
образовательный процесс; системно-деятельностный, системно-структурный, системно-целостный, синергетический подходы; целостность; противоречия; компоненты.

Для цитирования:
Ускова С.А. Условия достижения и показатели целостности образовательного процесса // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 328–348. DOI 10.35231/18186653_2021_2_328

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина