Типология студентов по степени сформированности компетентности в межличностном познании

Авторы:
Алёшкин Николай Иванович,Сербина Любовь Федоровна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_67

Полный текст765,63 КБ

Введение. Компетентность в межличностном познании в реальном общении является важной составляющей профессиональной квалификации выпускника вуза. В статье рассматривается компетентность студентов в межличностном познании как профессионально значимое качество и интегральные показатели компетентности. Материалы и методы. Выполнено эмпирическое исследование обследование особенностей межличностного познания студентов-бакалавров выпускного курса, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование. Всего обследовано 120 человек. Комплект психодиагностических методик включал в себя: тест невербального интеллекта Дж. Равена, тест вербального интеллекта Г. Айзенка, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда, методику познавательных стилей Р. Брейнсона и А. Харрисона, методику парного сравнения ценностных ориентаций, репертуарную методику, социометрическую методику, личностный опросник 16-ФЛО Г. Кэттелла, личностный опросник СМОЛ Дж. Кинканнона. Результаты исследования. По результатам эмпирического исследования предложена типология студентов по степени сформированности компетентности в межличностном познании в реальном общении с учетом благополучия рефлексивного и спонтанного видов познания. Дана психолого-педагогическая характеристика следующим группам студентов: группа А - конгруэнтное познание, группа Б - сбалансированное познание, группа В - компенсированное познание, группа Г - конфликтное познание. Обсуждение и выводы. Компетентность студента в межличностном познании в реальном общении как профессионально значимое качество предусматривает согласованность навыков рефлексивного (осознаваемого) и спонтанного (неосознаваемого) познания. Интегральными показателями компетентности межличностного познания в реальном общении являются: дифференцированность, синтонность, активность, «самодостраивание другого».

Алёшкин Николай Иванович
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
n.i.aleshkin@gmail.com

Сербина Любовь Федоровна
доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
serbinalf@mail.ru

1. Алёшкин Н. И. Межличностное познание и понимание в общении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия «Психология». – 2012. – № 1. – Т 5. – С. 114–124.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность: монография. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 c.
3. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы: монография. – М.: Наука, 1980. – 196 с.
4. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов: монография. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования: монография. – М.: Национальное образование, 2019. – 368 с.
6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее: коллективная монография. – М.: КомКнига, 2006. – 232 с.
7. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия: монография. – М.: МГУ, 1994. – 288 с.
8. Лоренц К. Агрессия, или так называемое зло: монография / пер. с нем. – М.: АСТ, 2018. – 416 с.
9. Люсин Д. В., Ушаков Д. В. (ред.) Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. трудов. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
10. Мазилов В. А. Психология академическая и практическая: Актуальное сосуществование и перспективы // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 3. – С. 87–96.
11. Перлз Ф. Гештальт-семинары: монография / пер. с англ. – М.: Ин-т Общегуманитарных исследований, 2007. – 352 с.
12. Пиаже Ж. Психология интеллекта: монография / пер. с франц. – СПб.: Питер, 2004. – 190 с.
13. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практик: монография / пер. с англ. – Воронеж: МОДЭК, М.: Моск. психол.-соц. ун-т, 2013. – 560 с.
14. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека: монография. – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
15. Рубинштейн С. Л. Человек и мир: монография. – СПб.: Питер, 2012. – 224.
16. Ухтомский А. А. Доминанта: монография. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
17. Фромм Э. Здоровое общество: монография / пер. с англ. – М.: АСТ, 2015. – 448 с.
18. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. – 1987. – №6. – С. 20–30.
19. Fiebich A., Coltheart M. Various ways to understand other minds: Towards a pluralistic approach to the explanation of social understanding // Mind and Language. – 2015. – V. 30. – P. 235–258.
20. Neimeyer R. A., Neimeyer G. J. (Eds.) Advances in Personal Construct Psychology. – New York: Praeger 2002. – 264 p.
21. Murphy S. T., Zajonc, R. B. Affect, cognition, and awareness: Affective priming with optimal and suboptimal stimulus exposures // Journal of Personality and Social Psychology. – 1993. – V. 64(5). – P. 723–739.
22. Sternberg R., Kosti? A. (Eds.) Social Intelligence and Nonverbal Communication. – London: Palgrave Macmillan, 2020. – 440 с.

Ключевые слова:
компетентность студентов в межличностном познании, когнитивно-эмоционально-поведенческие координации в межличностном познании, рефлексивное и спонтанное межличностное познание, типология компетентности студентов в межличностном познании

Для цитирования:
Алёшкин Н. И., Сербина Л. Ф. Типология студентов по степени сформированности компетентности в межличностном познании // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 67–82. DOI 10.35231/18186653_2021_2_67

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина