Самоопределение личности и психологическая готовность к профессиональной деятельности обучающихся психологов бакалавриата

Авторы:
Губин Владимир Алексеевич,Усманов Усман Мидехатович,Акулов Андрей Олегович,

DOI:
-

Полный текст456,36 КБ

Введение. В статье рассматриваются различные взгляды и подходы к феномену профессионального самоопределения; выявляются превалирующие факторы и мотивы, повлиявшие на выбор высшего учебного заведения.
Материалы и методы. Использовался метод анкетирования и тестирования обучающихся, а также следующие психодиагностические методики: 1. Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина). 2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).3. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Метод парных сравнений В.В. Скворцова). 4. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкиной). 5) Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланд). 6) Анкета, состоящая из 22 вопросов.
Результаты. Установлено, что далеко не все обучающиеся бакалавриата планируют работать по получаемой специальности, что связано с особенностями самоопределения личности.
Обсуждение и выводы. Выявлено, что у желающих работать по специальности выражен мотив приобретения знаний и овладения профессией, ценности выражаются в познании нового в мире и социальной активности, потребности в самовыражении вместе с ориентацией на результат. У не желающих –мотив получения диплома, высокого материального благосостоянии и социального статуса, удовлетворения материальных потребностей вместе с ориентацией на деньги и эгоизм.

Губин Владимир Алексеевич
доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Усманов Усман Мидехатович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Акулов Андрей Олегович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное само-определение личности. СПб., 2005.
2. Долматова С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зре-лости субъекта // Материалы науч. конф. М.: Норма, 2014. 385 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионала. М., 2001.
4. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. No 5.
5. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика: Психологический отбор персонала. М.: Психотерапия, 2009. 464 c.
6. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы eе исследования. М.; Во-ронеж, 2004.
7. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. М.: Академия, 2013.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 713 c.
9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология. Программа. Методы. Самара: Самарский ун-т, 1995

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, мотивы поступления в вуз, обучающиеся бакалавриата

Для цитирования:
Губин В.А., Усманов У.М., Акулов А.О. Самоопределение личности и психологическая готовность к профессиональной деятельности обучающихся психологов бакалавриата // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. No 2. С. 294–304.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина