Введение. В статье рассматриваются различные взгляды и подходы к феномену профессионального самоопределения; выявляются превалирующие факторы и мотивы, повлиявшие на выбор высшего учебного заведения.
Материалы и методы. Использовался метод анкетирования и тестирования обучающихся, а также следующие психодиагностические методики: 1. Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина). 2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).3. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Метод парных сравнений В.В. Скворцова). 4. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкиной). 5) Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланд). 6) Анкета, состоящая из 22 вопросов.
Результаты. Установлено, что далеко не все обучающиеся бакалавриата планируют работать по получаемой специальности, что связано с особенностями самоопределения личности.
Обсуждение и выводы. Выявлено, что у желающих работать по специальности выражен мотив приобретения знаний и овладения профессией, ценности выражаются в познании нового в мире и социальной активности, потребности в самовыражении вместе с ориентацией на результат. У не желающих –мотив получения диплома, высокого материального благосостоянии и социального статуса, удовлетворения материальных потребностей вместе с ориентацией на деньги и эгоизм.
Губин Владимир Алексеевичдоктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mrgoobin@yandex.ru
Усманов Усман Мидехатович-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
usman1995usmanov@gmail.com
Акулов Андрей Олегович-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
akulov.andrey.olegovich@yandex.ru
1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное само-определение личности. СПб., 2005.
2. Долматова С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зре-лости субъекта // Материалы науч. конф. М.: Норма, 2014. 385 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионала. М., 2001.
4. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. No 5.
5. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика: Психологический отбор персонала. М.: Психотерапия, 2009. 464 c.
6. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы eе исследования. М.; Во-ронеж, 2004.
7. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. М.: Академия, 2013.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 713 c.
9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология. Программа. Методы. Самара: Самарский ун-т, 1995