Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов

Авторы:
Яковлева Ольга Валерьевна,

DOI:
-

Полный текст384,41 КБ

Введение. В статье анализируются вопросы профессионального воспитания будущих педагогов в цифровой образовательной среде университета. Ценностный компонент цифровой образовательной среды рассматривается как основополагающий для достижения результатов развития профессионально-значимых и личностных качеств. Проектирование ценностного компонента предлагается проводить на основании сравнительного анализа объективных требований к профессиональным ценностям и качествам педагога, возможностей и ценностей цифровой среды, ценностных ориентиров и установок студентов.
Материалы и методы. Использованы методы сопоставления и анализа образовательных стандартов, аналитических документов, результатов педагогических исследований для определения векторов расширения профессиональных ценностей педагога в условиях развития общества знаний. Проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», для выявления ассоциативных связей и ценностного отношения к концепту «цифровая образовательная среда».
Результаты исследования. Показано, что система профессиональных ценностей педагога в контексте цифровой образовательной среды объективно обогащается ценностями командной работы, саморазвития, ценностями роста, системного и критического мышления, толерантности. Психодидактический подход к проектированию цифровой образовательной среды позволяет рассматривать ее основные конструкты–ресурсы, образовательные взаимодействия и управление –как основания для включения профессионально-ориентированных задач по освоению ценностей будущими педагогами. Анализ результатов анкетирования продемонстрировал, что студенты преимущественно актуализируют ценности, обеспечивающиеся контентными возможностями цифровой образовательной среды (системное мышление, непрерыв-ное образование, персонализация). Необходимо усиление внимания к ценностям образовательных взаимодействий (межкультурное взаимодействие, цифровая этика) и управления ими (многообразие обратных связей и стратегий управления) как имеющим ключевое значение для будущих педагогов.
Теория и методика профессионального образования
Обсуждение и выводы. Необходимо обогатить цифровую часть образовательной среды университета задачами профессионального воспитания, связанными с развитием профессиональных ценностей будущих педагогов. Это возможно реализовать через включение воспитательного контекста в электронные учебные курсы, а также усилении активного вклада студентов в развитие контента и образовательных взаимодействий цифровой среды университета -сетевая деятельность студенческих объединений, студенческие медиаресурсы, социально-значимые молодежные проекты

Яковлева Ольга Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции со-временного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. No 3 (51). С. 255–266.
2. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образо-вание. 2013. No 6. С. 5–12.
3. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 65 с.
4. Богданова Р.У. Подготовка студентов-вожатых к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях // Вестник педагогических инноваций. 2019. No 1 (53). С. 52–58.
5. Голованова Н.Ф. Семантические изменения понятия «воспитание» в отечественной педагогике. Педагогика. 2010. No 8. С. 71.
6. Калмыкова С.В. Нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе в условиях электронного обучения. Информатика и образование. 2019. No 6. С. 56–63.
7. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Информационные технологии –вызовы современному образованию // Научное мнение. 2018. No 2. С. 10–18.
8. Менг Т.В. Основные направления развития образовательной среды в университетах общества знаний // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. No 7(17). С. 26–34.
9. Носкова Т.Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. No 167. С. 183–194.
10. Носкова Т.Н., Яковлева О.В. Новые подходы к решению воспитательных задач в сетевой среде // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 3. No 2. С. 32–40.
11. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Социальный проект, 2007. 32 с.
12. Россия 2025: от кадров к талантам:электронный документ / авт.-сост.: В.Бутенко, К. Полунин, И. Котов и другие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 28.01.2020).
13. Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/ Researcher. 2019. No 1–2(25–26). С. 22–37.
14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 29 с.
15. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектиро-вание информационной образовательной среды // Проблемы современного педагоги-ческого образования. 2018. No 59-4. С. 334–337.
16. Шевченко Н.Н. Формирование ценностно-мотивационного отношения будущего учителя к профессиональной деятельности в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2018. No 4(24). С.33–45.
17. Южанинова Е.Р. Аксиосфера Интернета и ее морфология // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. No1 (150). С. 80–86.
18. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. No 2. С. 216–231.
19. Choden K., Bagchi K.K., Udo G.J., Kirs P.J. The influence of individual values on internet use: A multinational study // International Journal of Information Management. 2019. No 46. P. 198–209.
20. Jackson C.N. Managing for competency with innovation change in higher education: Examining the pitfalls and pivots of digital transformation // Business Horizons. 2019. Vol. 62(6). P. 761–772.
21. Noskova T., Pavlova T., Yakovleva O. Analysis of students’ reflections on their educationalbehaviour strategies within an electronic course: development of competences for the 21st century // E-learning and STEM Education. 2019. Katowice –Cieszyn. P. 381–395.
22. Patarakin Y., Shilova O. Concept of learning design for collaborative network ac-tivity // Procedia –Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 1083–1090.
23. Sousa M.J., Carmo M., Gon?alves A.C., Cruz R., Martins J.M. Creating knowledge and entrepreneurial capacity for HE students with digital education methodologies: Differ-ences in the perceptions of students and entrepreneurs // Journal of Business Research. 2019. Vol. 94. P. 227–240.

Ключевые слова:
цифровая образовательная среда, профессиональное воспитание, педагогическое образование, ценности, студенты

Для цитирования:
Яковлева О.В. Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. 2020. No 2. С. 257–274.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина