Повышение качества профессионально-педагогической деятельности учителя в решении ситуаций неопределенности: дефициты, конфликты, кризисы

Авторы:
Ускова Светлана Анатольевна,

DOI:
-

Полный текст396,21 КБ

Введение. В статье в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога, Национальной системой учительского роста, Федерального государственного образовательного стандарта проанализирована проблема повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя по проектированию и реализации целостного образовательного процесса, обеспечивающего достижения обучающимися запланированных образовательных результатов; обоснованы и выявлены на основе синергетического подхода к современной педагогической реальности причины возникновения ситуаций неопределенности в профессионально-педагогической деятельности учителя.
Материалы и методы. В процессе исследования проанализированы педагогические научные источники на предмет наличия и степени изученности ситуаций неопределенности в профессионально-педагогической деятельности учителя-практика, также проведено теоретическое проектирование, которое позволило разработать
классификацию ситуаций неопределенности в профессионально-педагогической деятельности учителя.
Результаты. В результате исследования с учетом компонентов целостного образовательного процесса, возникновения точек бифуркации выделены и классифицированы
основные типы ситуаций неопределенности в профессионально-педагогической деятельности учителя:
? ситуации – дефициты компетенций, связанные с изменениями образовательной среды,
? ситуации – конфликты интересов, связанные с возникновением в ходе образовательного процесса противоречий между требованиями учителя и интересами других участников образовательного процесса (учащиеся, их родители),
? ситуации – профессионально-личностные кризисы учителя, связанные с возникновением противоречий между личностными качествами учителя и требованиями
к его профессиональной деятельности.
Обсуждение и выводы. В заключении исследования выделены педагогические
условия, соблюдение которых обеспечивает повышение качества профессионально-педагогической деятельности педагога-практика:
? готовность учителя к проектированию и реализации основных компонентов современного образовательного процесса;
? выявление и систематизация ситуаций неопределенности в профессионально-педагогической деятельности конкретного учителя;
? осознание и понимание учителем сущности и причин возникновения ситуаций
неопределенности, наличие опыта самостоятельного решения подобных ситуаций.

Ускова Светлана Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
USA1807@yandex.ru

1. Ануфриев С.И., Хабибулин М С. Культурфилософский статус понятий «неопределенность», «перемены» и «риск» в условиях коммуникативной социальности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 12. С. 53–61.
2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989.
3. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: Изд-во ЛКИ, 2009. С. 49–62.
4. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: Либроком, 2014. 264 c.
5. Коновалова Л.В. Проектные технологии в этнокультурном образовании // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2018. № 4. С. 311–321.
6. Кригер Е.Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 9–12.
7. Кринчик Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности // Вестник МГУ. 1979. № 3. С. 14–23.
8. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.
9. Марголис А.А., Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Новикова Е.М. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т.21. № 2. С. 22–34. doi:10.17759/pse.2016210204.
10. Поздеева С.И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2016. Вып. 1 (166).
С. 88–90.
11. Проект профессионального стандарта педагога (состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии
с Национальной системой учительского роста) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 58–61. doi: 10.17759/pse.2017220408
12. Рыжова Н.И., Ускова С.А., Залялютдинова З.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1(50). С. 115–119.
13. Садовникова Н.О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 400–411.
14. Ускова С.А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы [Электронный ресурс] // Психологопедагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 3–15. doi:10.17759/psyedu.2020120101
15. Ускова С.А. Профессионально-педагогическая компетентность учителя как показатель готовности к проектированию и реализации современного
образовательного процесса // Человек и образование. 2019. № 2. С. 69–75.
16. Ускова С.А. Технологизация образовательного процесса как условие повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя //
Вестник Санкт-Петербурского университета технологии и дизайна. 2019. № 3. С.89–97.
17. Ямбург Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 35–43. doi:10.17759/pse.2016210205.
18. Gorshkova V.V., Uskova S.A, Tonkonogaya E.P. Subject professional activity of a teacher: methodological framework and theoretical design // The European Proceedings of
Social & Behavioural Sciences. 2019. P. 2096–2107.
19. Teacher Evaluation: a Conceptual Framework and Examples of Country Practices. OECD. Paris: OECD, 2009. 37 p.
20. Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching. OECD. Paris: OECD publishing, 2013. 124 p.
21. Coe R. What makes great teaching?: Review of the Underpinning Research. London: The Sutton Trust, 2014. 57 p.
22. Louden W. Standardised Assessment of Initial Teacher Education: Environmental Scan and Case Studies: a Paper Prepared for the Australian Institute for Teaching and School Leadership.Melbourne VIC: AITSL, 2015.

Ключевые слова:
профессионально-педагогическая деятельность учителя, образовательный процесс, повышение качества, синергетика, точка бифуркации, ситуация неопределенности, компетенция, дефицит, конфликт, кризис

Для цитирования:
Ускова С.А. Повышение качества профессионально-педагогической деятельности учителя в решении ситуаций неопределенности: дефициты, конфликты, кризисы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 224–241.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина