Об использовании технологии смешанного обучения в Техническом университете УГМК

Авторы:
Петрова Светлана Николаевна,Коржавина Наталья Валерьевна,Гурская Татьяна Викторовна,

DOI:
-

Полный текст367,40 КБ

Введение. Представлены основные сведения о Техническом университете Уральской горно-металлургической компании (ТУ УГМК) как об уникальном проекте, возникшем на стыке производства, образования и науки, основной целью образовательного процесса в котором является подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий холдинга. В статье обоснована актуальность решения задачи выявления современных особенностей фундаментальной и профессиональной подготовки будущих инженеров. Показано, что для решения этой задачи необходимо не только улучшать и совершенствовать известные, традиционные формы и методы обучения, но и активно внедрять в учебный процесс новые, интерактивные методы, которые основаны на междисциплинарных инновационных технологиях и направлены на подготовку специалистов, способных заниматься развитием науки, техники и технологий в условиях современной цифровой экономики.
Материалы и методы. Предложено понятие и рассмотрены достоинства и недостатки технологии смешанного обучения, которая сочетает в себе преимущества
традиционного и дистанционного методов, имеет ряд образовательных особенностей. Среди достоинств этой технологии выделено многообразие возможностей для взаимодействия преподавателя и студентов, при котором обучение становится наиболее эффективным и персонифицированным. Отмечено, что особую актуальность смешанное обучение приобретает в последнее время, так как данная технология позволяет осуществить непосредственную связь обучающегося с производством, позволяет студенту выстроить понятийно-аналитические связи между теоретическими фундаментальными знаниями и их применением на производстве.
Результаты. Представлены возможности и опыт использования технологии смешанного обучения при подготовке студентов в ТУ УГМК. В ходе проведения педагогического эксперимента по внедрению данной технологии в учебный процесс было отмечено значительное повышение интереса студентов к основам теоретических знаний, более осознанное восприятие учебного материала, а по возвращению студентов на предприятия в рамках учебно-производственной практики было отмечено, что они, с учетом приобретенных ими знаний, умений и навыков, способны решать более сложные практико-ориентированные производственные задачи.
Обсуждение и выводы. Обосновано, что образовательная технология смешанного обучения позволяет эффективно сочетать традиционное очное обучение с элементами дистанционного онлайн-обучения, способствующего формированию осознанной самостоятельной работы студентов, а многообразие возможностей для взаимодействия преподавателя и студентов делает процесс обучения более эффективным и персонифицированным.

Петрова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Технический университет УГМК
Верхняя Пышма, Российская Федерация
axial_120@mail.ru

Коржавина Наталья Валерьевна
кандидат педагогических наук
Технический университет УГМК
Верхняя Пышма, Российская Федерация
knati@mail.ru

Гурская Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук
Технический университет УГМК
Верхняя Пышма, Российская Федерация
t.gurskaya@tu-ugmk.com

1. Бильдер Е.А., Иванова А.Д. Современные требования к развитию инженерного образования: формирование проектного мышления и управленческих навыков // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27 нояб. 2018 г. / под ред. А.А. Карташевой. Екатеринбург: Деловая книга, 2018. С. 139–144.
2. Гурская Т.В., Красавин А.В., Федорова С.В., Худяков П.Ю. Практико-ориентированный подход в подготовке инженеров для горнодобывающих предприятий // Горный журнал. 2018. № 2. С. 97–103.
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методология развития транспрофессионализма субъектов инженерно-технической деятельности // Инженерное мышление: особенности
и технологии воспроизводства: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27 нояб. 2018 г. / под ред. А.А. Карташевой. Екатеринбург: Деловая книга, 2018. С. 20–32.
4. Лапин В.А., Караман Е.В., Смирнова О.А., Гурская Т.В., Зуев П.В. Дидактические основы эффективной подготовки молодежи к инженерной деятельности в Уральской горно-металлургической компании // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 182–188.
5. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 809–811.
6. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56–67.
7. Радченко Е.В. Инженерно-педагогическое образование: перспективы развития // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27 нояб. 2018 г. / под ред. А.А. Карташевой. Екатеринбург: Деловая книга, 2018. С. 168–172.
8. Чучалин А.И. Уровни компетенций выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 3–13.
9. Шулья И.П. К вопросу об особенностях профессиональной подготовки будущих инженеров // Вестник ИрГТУ. 2015. №10 (105). С. 335–340.
10. Banados E. A Blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006.
№ 23 (3). P. 533–550 [Online]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/a29c/57305b67fdebe9f8e64fa31682470473a318.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
11. Freeland Fisher J. Blended isn’t just about online learning – it’s making space foк real-world relationships [Online]. URL: https://www.christenseninstitute.org/blog/blendedisnt-just-about-online-learning-its-making-space-for-real-world-relationships/ (дата обращения: 01.05.2020)

Ключевые слова:
технический университет, профессиональное образование, смешанное обучение, интерактивное обучение, онлайн-обучение, самостоятельная работа, подготовка инженеров

Для цитирования:
Петрова С.Н., Коржавина Н.В., Гурская Т.В. Об использовании технологии смешанного обучения в Техническом университете УГМК // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 173–189

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина