Особенности взаимоотношений в семьях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Авторы:
Шац Игорь Константинович,Смирнова Анна Игоревна,

DOI:
-

Полный текст376,02 КБ

Введение. В исследовании в рамках «циркулярной» модели семейной системы рассматривается взаимоотношения в семьях детей с нарушением опорно-двигатель-ного аппарата (НОДА).
Материалы и методы. Обследовано 133 семьи: 73 семьи, воспитывающие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети проживали и обучались в условиях специализированной школы-интерната, и 60 семей со здоровыми детьми.
Использовались методы диагностического интервью в рамках индивидуальных бесед, групповых педагогических мероприятий, семейного консультирования и психотерапевтических сессий; применялся опросник родительского отношения и опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). При анализе процессов, происходящих в семьях детей, мы воспользовались «циркулярной» или «круговой» моделью семейной системы Д. Олсона.
Результаты. Проведен анализ параметров семейной адаптации и сплоченности в этих семьях. Выявлено преобладания хаотичного уровня адаптации в семьях, воспитывающих детей с НОДА, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации хронического стресса и кризиса.
Обсуждение и выводы. Знания о взаимоотношении в семье необходимы для комплексной психолого-педагогической коррекционной программы, которая должна включать просветительскую работу с семьями, помощь по реорганизации детско-родительских отношений, тесное сотрудничество родителей и педагогов по оптимизации семейного воспитания детей с НОДА.

Шац Игорь Константинович
доктор медицинских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ikshatz@yandex.ru

Смирнова Анна Игоревна
-
Школа-интернат «Красные Зори»
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mamvs@rambler.ru

1. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Особенности психического развития детей и отношение к ребёнку в семье // Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 1993. С. 8–13.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 256 с.
3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985. 416 с.
4. Мамайчук И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. 2003. №5. С. 37–42.
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. 407 с.
6. Психологическая диагностика. М.: Владос, 1998. 472 с.
7. Фонтана Д., Перри Г., Брум А., Джеллико X. Как справиться со стрессом. Как справиться с кризисом. Как жить с вашей болью. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 352 с.
8. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.
9. Шац И.К. Современные медико-психологические проблемы в детской онкологии и некоторые пути их решения // Социальные и психологические аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям. СПб., 2005. С. 36–53.
10. Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
11. Шац И.К., Коваленко В.В. Эмоциональные детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ле-нинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2015. Т. 3. Педагогика. № 3. С. 15–26.
12. Шац И.К., Коваленко В.В. Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2014. № 3. Т. 3. Педагогика. С. 93–102.
13. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. СПб.,2001. 44 с.
14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. 192 с.

Ключевые слова:
нарушения опорно-двигательного аппарата, модель семьи, сплоченность, семейная адаптация, воспитание

Для цитирования:
Шац И.К., Смирнова А.И. Особенности взаимоотношений в семьях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 86–100.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина