Введение. В статье представлены современные взгляды на инклюзивное образование лиц с особенностями психофизического развития с позиции создания разноуровневого и вариативного содержания образования на основе междисциплинарных исследований. Раскрываются некоторые механизмы отбора содержания обучения, результативным компонентом которого станут сформированные жизненные и социализационные навыки.
Материалы и методы. Статистические данные, анализ международных и нормативных документов, анализ литературных источников, поиск противоречий.
Результаты исследования. Выделены этапы интеграционных тенденций, разработаны критерии и показатели инклюзивности содержания обучения, определены факторы реализации третьего этапа развития инклюзивного образования в Республике Беларусь, определены теоретические основания разноуровневого содержания, предложен уровневый характер описания результатов обучения.
Обсуждение и выводы. Определено, что разноуровневое содержание обучения базируется на учете актуального состояния сформированности жизненных и социализационных навыков, образовательных потребностей ребенка, необходимых условий для их удовлетворения и на прогнозе педагогической работы, который учитывает разный уровень возможностей в обучении.
Лисовская Татьяна Викторовнадоктор педагогических наук, доцент
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Минск, Республика Беларусь
lis_tva@tut.by
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
2. Беспалько В.П. О возможности системного подхода в педагогике // Педагогика. 1990. № 7. С. 7–13.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 5 т. Т 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
4. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение. 1982. 324 с.
5. Еленский Н.Г., Лисовская Т.В. Подходы и результаты корректировки содержания специального образования в Республике Беларусь с учетом инклюзивных тенденций // Социальная поддержка детей и молодежи – основа благополучного и процветающего общества: междунар. сб. науч. тез. Ташкент, 2013. С. 58–62.
6. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Трансдисциплинарная методология опережающего исследования проблем специальной педагогики // Педагогическая наука и образование. 2018. № 1 (22). С. 27–35.
7. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефек-тология. 2017. № 2. С. 3?13.
8. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. 264 с.
9. Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11. С. 60–65.
10. Лисейчиков О.Е. Педагогическое проектирование содержания учебных курсов и базисного плана 12-летней школы в условиях разноуровневого обучения. Мн.: НИО, 2001. 207 с.
11. Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Гончарова Е.Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
12. Социальное развитие и адаптация в обществе лиц с психофизическими нарушениями: коллект. моногр. / науч. ред. А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. Гродно, ЮрСаПринт, 2018. 326 с.