Психолого-педагогическая реабилитация как практика институционализированного сообщества инвалидов по зрению

Авторы:
Кантор Виталий Зорахович,Немирова Наталья Викторовна,Казанкин Владимир Валерьевич,

DOI:
-

Полный текст428,44 КБ

Введение. Интернационализация подходов в политике в отношении лиц с инвалидностью актуализирует вопросы реабилитации инвалидов как неотъемлемой функции и обязанности государства. При этом инвалиды выступают не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта реабилитационной деятельности.
Вместе с тем инвалиды представляют собой специфическое сообщество, которое и выступает в качестве институционализированного субъекта реабилитации. Это касается и инвалидов по зрению, чье институционализированное сообщество применительно к российским условиям представляет собой Всероссийское общество слепых (ВОС).
На прежних этапах своего существования оно брало на себя решение задач реабилитации инвалидов по зрению, в том числе – психолого-педагогической реабилитации, однако современное состояние практики реабилитационной работы ВОС предметом специального изучения не становилось, вследствие чего отсутствуют актуальные эмпирические данные, характеризующие реабилитационный потенциал ВОС в психолого-педагогическом аспекте, являющемся одним из ключевых в реабилитации инвалидов по зрению в целом. Содержательно-целевые установки предпринятого исследования и были связаны с тем, чтобы оценить эффективность выстраивания практики психолого-педагогической реабилитации в системе Всероссийского общества слепых с позиций стратегического планирования соответствующей деятельности и ее нормативного, инфраструктурного, методического и операционального обеспечения.
Материалы и методы. В основу исследования был положен метод контент-анализа, с помощью которого изучались материалы, представленные в открытом доступе на сайтах региональных организаций ВОС. Такие сайты были обнаружены только у 50 из 76 функционирующих в стране региональных организаций ВОС; они и выступили в качестве выборочной совокупности исследования.
Смысловыми единицами анализа стали понятия «реабилитация инвалидов по зрению» и «психолого-педагогическая реабилитация». Единицами подсчета явились любые упоминания этих понятий на официальных сайтах региональных организаций ВОС.
В основу проведения контент-анализа была положена структурно-логическая схема, которая подразумевает наличие пяти иерархических уровней представления информации, соответственно чему в процессе контент-анализа на сайтах региональных организаций ВОС производился поиск документов, относящихся: к стратегическому уровню, к уровню нормативного обеспечения, к уровню инфраструктурного обеспечения,
к уровню методического обеспечения и, наконец, к операциональному уровню. При поиске и обработке информации на всех уровнях фиксировалось, во-первых, наличие/отсутствие документов того или иного типа и, во-вторых, наличие/отсутствие искомых смысловых единиц в документе определенного типа; в случае обнаружения таковых проводился контекстуальный анализ.
Результаты исследования. В программных документах региональных организаций ВОС психолого-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению не позиционируется на уровне терминологического оформления в качестве самостоятельного направления или аспекта деятельности. Более того, организации ВОС в своих стратегических документах не обнаруживают единого и четкого понимания термина «реабилитация» как такового. Не встречается понятие «психолого-педагогическая реабилитация» и в нормативных документах региональных организаций ВОС, хотя осуществление деятельности в соответствующей плоскости в них, тем не менее, предусматривается, пусть и с разной интенсивностью.
В свою очередь, в документах, отражающих инфраструктурное обеспечение реабилитационной практики региональных организаций ВОС, психолого-педагогическая реабилитация также не определяется как ее самоценное звено и соответствующее понятие не употребляется, причем это идет в разрез с тем, что региональные организации ВОС осуществляют психологическую поддержку инвалидов по зрению и оказывают им педагогическую помощь, ведя обучение, связанное с социально-средовой и бытовой адаптацией.
Аналогичным образом и в методической документации, касающейся реабилитационной работы региональных организаций ВОС, термин «психолого-педагогическая реабилитация» не встречается вовсе, и хотя они осуществляют деятельность по обучению и психологической поддержке инвалидов по зрению и членов их семей, в методической плоскости данная деятельность ими не осмысливается в контексте задач
психолого-педагогической реабилитации. Наконец, в документах, характеризующих операциональный уровень реабилитационной деятельности региональных организаций ВОС, отражается их установка не только на использование специального оборудования, но и на привлечение специализированных кадровых ресурсов, способствующих социальной и средовой адаптации слепых и слабовидящих, однако о психолого-педагогической реабилитации вопрос, тем не менее, не ставится ни разу.
Обсуждение и выводы. Проведенный контент-анализ показал, что психолого-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению не рассматривается и не понимается региональными организациями ВОС как самостоятельный и самодостаточный вид реабилитационной практики. Если понятие «реабилитация» на всех анализируемых уровнях информации встречается в общей сложности 135 раз, то понятие «психологическая» (помощь/реабилитация) – только 11 раз, а «педагогическая» – лишь 6 раз, причем только в словосочетании «социально-педагогическая» или «психолого-педагогическая».
Вместе с тем, региональные организации ВОС осуществляют педагогическое и психологическое сопровождение инвалидов по зрению и их семей, однако выступают не столько в качестве собственно субъекта соответствующей реабилитационной деятельности, сколько в качестве своего рода мотиватора для других институтов, реализующих программы реабилитации слепых и слабовидящих. При этом наиболее
значительная дефицитарная зона в деятельности региональных организаций ВОС в сфере психолого-педагогической реабилитации инвалидов по зрению связана с ее методическим обеспечением.

Кантор Виталий Зорахович
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
v.kantor@mail.ru

Немирова Наталья Викторовна
кандидат социологических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nnemirova@yandex.ru

Казанкин Владимир Валерьевич
-
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kazankin1974@mail.ru

1. Волкова И.П., Кантор В.З. Психоэмоциональные состояния инвалидов по зрению в структуре их адаптационно-реабилитационного потенциала // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. №190. С. 79–89.
2. Кантор В.З. Инвалиды по зрению в педагогической системе социально-культурной реабилитации: моногр. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 115 с.
3. Кантор В.З. Педагогическая деятельность в системе реабилитации лиц с нарушениями в развитии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2(3). С. 90–98.
4. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих: моногр. СПб.: КАРО, 2004. 234 с.
5. Кантор В.З., Смирнова Н.Н. Качество и стиль жизни инвалидов по зрению пожилого возраста: социально-реабилитационный контекст // Вестник психофизиологии. 2018. №2. С. 88–95.
6. Реабилитация инвалидов по зрению во всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы: Сб. материалов научно-практ. конф., Москва, 12–13 нояб. 2002. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 134 с.
7. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. №9 (317). С. 50–57.
8. Черанев В.И. Психологические аспекты реабилитации ослепших в зрелом возрасте // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. С. 3–12.
9. Aciem T.M., Mazzotta M.J. Personal and social autonomy of visually impaired people who were assisted by rehabilitation services // Revista Brasileira de Oftalmologia. 2013. Vol. 72. No (4). P. 261–267.
10. Barbosa A.J.G., Campos R.A Inclusive education in educational magazines: Content and bibliometric analysis // Revista Brasileira de Educacao Especial. 2010. Vol. 16. P. 479–494.
11. Criado Del Rey Morante J., Pino-Juste M. Teacher motivation: Bibliometric and content analysis // International Journal of Educational Organization and Leadership. 2016. Vol. 23. P. 25–36.
12. Demmel H. Durch Nacht zum Licht. Geschichte des Bayerischen Blindenbundes. Munchen: Bayerischer Blindenbund, 1995. 502 s.
13. Erhartn? M.K., Gardosn? S.A., V?rtes L. 80 years of the Hungarian National Association for the Blind and Visually Impaired // Orvosi hetilap. 1999. Vol. 140. No 14. P. 776–779.
14. Foxall M.J, Barron C.R, Von Dollen K., Jones P.A., Shull K.A. Predictors of Loneliness in Low Vision Adults // Western Journal of Nursing Research.
992. Vol. 14. No 1.
P. 86–99.
15. Kahan D., McKenzie T.L., School Websites: A Physical Education and Physical
Activity Content Analysis // Journal of School Health. 2019. DOI: 10.1111/josh.12851
16. Lind? G., Nordholm L. Adaptation strategies, well-being, and activities of daily living among people with low vision // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1999. Vol.93. No 7. P. 434–446.
17. Neuendorf Kimberly A. The Content Analysis Guidebook. London: Sage Publication, 2002. 301 p.
18. Scholler H. Enzyklopedie des Blinden- und Sehbehindertenwesens. Heidelberg: C. F. Muller Juristischer Verlag, 1990. 516 s.
19. Tristani L., Tomasone J., Gainforth H., Bassett-Gunter R. Taking Steps to Inclusion: A Content Analysis of a Resource Aimed to Support Teachers in Delivering Inclusive Physical Education // International Journal of Disability, Development and Education. 2019. DOI: 10.1080/1034912X.2019.1662890
20. Uzunboylu H., ?zcan D. Teaching methods used in special education: A content analysis study// International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7. P. 99–107.
21. van Nispen R.M.A., Virgili G., Hoeben M., Langelaan M., Klevering J., Keunen, J.E.E., van Rens G. Low vision rehabilitation for better quality of life in visually impaired adults // Cochrane Database of Systematic Reviews. 2020. Vol. 2020. No 1. DOI:10.1002/14651858.CD006543.pub2

Ключевые слова:
сообщество инвалидов, общество слепых, инвалиды по зрению, психолого-педагогическая реабилитация, реабилитационный потенциал, контент-анализ

Для цитирования:
Кантор В.З., Немирова Н.Н., Казанкин В.В. Психолого-педагогическая реабилитация как практика институционализированного сообщества инвалидов по зрению // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 33–56.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина