Введение. Во второй половине XIX века в Российской империи под действием внешних и внутренних факторов на страницах научной литературы и периодической печати начинает разворачиваться дискуссия о развитии системы народного образования и о месте и роли учителя в этой обновленной системе. Постепенно формируются две самостоятельных точки зрения по этому вопросу: государственная (официальная) и общественно-педагогическая. Каждая из них по-разному отвечала на поставленный перед ними вопрос, имея, однако, и общие черты. Учительство, с одной стороны, являясь частью интеллигенции, разделяла общественно-педагогические идеи, с другой стороны, было вынуждено следовать указаниям государственных органов власти.
Материалы и методы. Статья написана на основе изучения трудов современников (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, Л.Н. Толстой, А.Н. Острогорский и др.), монографий по истории образования советского и российского периода, а также нормативных документов (Сборник постановлений по Министерству народного просвещения). В качестве основного метода исследования использовался теоретический анализ педагогических источников.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования удалось выявить и четко обозначить как противоречия существующих взглядов на развитие системы народного образования и становление образа идеального учителя, так и выявить аналогичные позиции у государства и педагогической общественности того времени. Государственный вектор идеала был направлен, в первую очередь, на сохранение монархии, в то время как общественно-педагогический вектор подчеркивал в образе идеального учителя гуманизм, его профессиональные и личные качества.
Обсуждение и выводы. Государство, находясь в кризисной ситуации, формирует заказ на законопослушных, безынициативных покорных верноподданных Отечества. Педагогическая общественность того времени, не отрицая необходимости верой и правдой служить государству, настаивает на необходимости демократизации существующей системы народного образования и выдвигает свои, отличительные характеристики к образу идеального учителя.
Шевелёв Виталий Юрьевич-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
shevelev_vitalik@mail.ru
1. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 412 с.
2. Водовозов В.И. Педагогика. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2020. 407 с.
3. Миропольский С.И. Учебник дидактики. СПб.: Синод. тип., 1913. 185 с.
4. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 352 с.
5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М.: Педагогика, 1991. 448 с
6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. 704 с.
7. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб.: Издательская фирма, 1996. 510 с.
8. Салов А. И. Гуманистический образ личности учителя в отечественной педагогике 20-х годов XX века: предпосылки формирования, сущность, эволюция. М.: АСОУ, 2009. 125 с.
9. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: Т. 1. Т. 8: Царствование императора Александра III. 1881–1883 г., 1892. 1758 с.
10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 542 с.
11. Уткин А.В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII – начала XX веков: моногр. Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., 2010. 320 с.
12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи: 1857–1861. М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948–1952. 656 с.