«Таких людей стараюсь не подпускать»: мир неэтнической мусульманки в провинции

“I Try not to Let Such People in”: The World of a Non-Ethnic Muslim Woman in the Provinces

Авторы:
Рязанова Светлана Владимировна,Назметдинов Рафис Явдатович,

DOI:
10.35231/18186653_2025_1_243

Полный текст323,55 КБ

Введение. В статье освещаются представления неэтнических мусульманок верхнего Прикамья об окружающем их социальном пространстве и месте в нём. Под неэтническими мусульманками понимаются представительницы этносов, традиционно не исповедующих ислам, принявшие сознательное решение о переходе в новую религию.

Содержание. В качестве исследовательского поля выбрана территория г. Перми, представляющая собой поликонфессиональное и полиэтническое пространство со значительным субстратом проживающих мусульман как местных уроженцев, так и внутренних и внешних мигрантов. Исследование проводилось в течение 2023–2024 гг. и было построено на серии интервью полуструктурированного типа, для участия в котором были отобраны респонденты по двум основным критериям – принявшие ислам в сознательном возрасте и являющиеся т.н. соблюдающими мусульманками (выполняющие требования по внешнему виду и ритуальному поведению), регулярно посещающими Соборную мечеть города. Основной исследовательский вопрос статьи заключается в том, какова специфика представлений мусульманских неофиток об окружающем мире. Для ответа на него полученная информация была разделена на три блока: высказывания, обосновывающие причины привлекательности ислама как религии для конвертитов; обозначенные в интервью проблемные точки, которые сформировались в социальном пространстве в результате совершенного конверсионного перехода; представления о том, какова для новых мусульманок структура окружающего мира.

Выводы. Анализ полученных нарративов показал, что переход в ислам может быть осуществлен как из состояния нерелигиозности, так и путем отказа от православия, но в обоих случаях сопровождается невысоким уровнем знакомства с новой религией и завышенными ожиданиями от нового образа жизни. В новой конфессиональной среде конвертитки сталкиваются с осуждением родственников и друзей, скептическим отношением «традиционных» мусульман и частым отсутствием поддержки от единоверцев, в том числе в семье. Вероятность разочарования в новой религиозной среде прямо пропорциональна длительности исповедования новой веры и тесноте контактов с единоверцами. Основной стратегией решения коммуникативных проблем становится сужение круга общения до таких же новообращенных, редкая апелляция к служителям в мечети и утаивание факта перехода в ситуациях, когда это возможно.

Introduction. The study is devoted to the ideas of non-ethnic Muslim women of the Upper Kama region about the social space around them and their place in it. Non-ethnic Muslim women are understood as representatives of ethnic groups that traditionally do not profess Islam, who have made a conscious decision to convert to a new religion.

Content. The territory of the city of Perm was chosen as the research field, which is a multi-confessional and multi-ethnic space with a significant substrate of Muslims, both local natives and internal and external migrants. The study was conducted during 2023–2024 and was based on a series of semi-structured interviews, for participation in which respondents were selected according to two main criteria - those who converted to Islam at a conscious age and those who are the so-called observant Muslim women (fulfilling requirements for appearance and ritual behavior), regularly visiting the Cathedral Mosque of the city. The main research question of the article is what is the specificity of Muslim neophytes' ideas about the world around them. To answer it, the information received was divided into three blocks: statements justifying the reasons for the attractiveness of Islam as a religion for converts; problem points identified in the interviews that formed in the social space as a result of the conversion transition; ideas about what the structure of the world around them is for new Muslim women.

Conclusions. The analysis of the obtained narratives showed that the conversion to Islam can be carried out both from a state of non-religiosity and by renouncing Orthodoxy, but in both cases, it is accompanied by a low level of familiarity with the new religion and inflated expectations of the new way of life. In the new confessional environment, converts face condemnation from relatives and friends, a skeptical attitude from “traditional” Muslims and a frequent lack of support from co-religionists, including in the family. The likelihood of disappointment in the new religious environment is directly proportional to the duration of professing the new faith and the closeness of contacts with co-religionists. The main strategy for solving communication problems is narrowing the circle of communication to the same new converts, rarely appealing to the ministers in the mosque and concealing the fact of conversion in situations where this is possible.

Рязанова Светлана Владимировна
доктор философских наук
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
Пермь, Российская Федерация
svet-ryazanova@yandex.ru

Назметдинов Рафис Явдатович
-
Пермский исламский колледж
Пермь, Российская Федерация
sufius@mail.ru

1. Анисимова Е. Е. Медийный нарратив конвертита как социокультурный и лингвопрагматический феномен // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2023. – Вып. 6 (874). – С. 25–32.
2. Бурнашева А. А. Современные отечественные исследования религиозного обращения (терминологический аспект) // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. – 2016. – No 3. – С. 109–120.
3. Гусева Е. С., Буланова И. С., Набиев Д. Х. Религиозное обращение в нарративах мусульман: опыт эмпирического исследования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2017. – No 2 (29). – С. 86–89.
4. Дивисенко К. С., Исаева В. Б. Типология обращения в западный буддизм в контексте концепции социального механизма религиозной конверсии // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – Т. 6. – No 3. – С. 117–135.
5. Дорофеева Т. В. Мотивы конверсии в кришнаизм в условиях России // Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – No 2. – С. 28–40.
6. Излученко Т. В. Русский ислам: современное положение и тенденции развития. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2013. – No 1(23). – С. 278–282.
7. Ипатова Л. П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России. Специальность 22.00.06. – «Социология культуры, духовной жизни». Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – М. 2006. – 177 с.
8. Исаева В. Б. Современные концептуальные модели социологии конверсии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. – No 166. – С. 108–113.
9. Кабиденова Ж. Д., Рысбекова Ш. С. Религиозная конверсия и национальная идентичность // Миссия конфессий. – 2019. – No 25. – С. 97–106.
10. Любимова А. И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2009. – Т. 10. – Вып. 1. – С. 70–74.
11. Малашенко А. Ислам для России. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 192 с.
12. Михалева А. В. Мусульмане Пермской области в 1920–50?е гг. // Политический альманах Прикамья. – Вып. 2. – 2002. – С. 166–174.
13. Михалева А. В. Мусульманская община Перми и Пермской губернии до 1917 г. // Религия в истории города Перми (до 1917 г.). – Пермь, 2003. – С. 25–27.
14. Михалева А. В. Положение мусульман в Пермской губернии в дореволюционный период // Политический альманах Прикамья. – Вып. 1. – 2001. – С. 211–214.
15. Михалева А. В. Социальный портрет мусульманина 1930?х гг. // Политический альманах Прикамья. – Вып. 3. – 2003. – С. 178–184.
16. Никитичева А. О. Русские мусульмане Подмосковья: аспекты самопонимания и роль в общинах. Ислам в современном мире. – 2020. – No 16(3). – С. 145–164.
17. Плишка Б. Мотивы конверсии польских мусульманок // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2018. – No 2. – С. 173–179. DOI: 10.14515/ monitoring.2018.2.09
18. Поплавский Р. О., Клюева В. П. «Как только я переродился...». Конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции // Международный журнал исследований культуры. – 2013. – No 1 (10). – С. 35–41.
19. Ракитянский М. Н., Зинченко М. С. Русские исламисты как политико-психологическая реальность // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. – 2015. – No 3. – С. 70–82.
20. Романова А. П., Черничкин Д. А., Топчиев М. С., Рогов А. В. Причины и механизмы религиозной трансгрессии в среде студенческой молодежи северного Прикаспия // Южно-­Российский журнал социальных наук. – 2019. – Т. 20. – No 4. – С. 104–120.
21. Рязанова Э. Ф. Особенности религиозных практик немок-­мусульманок в современной Германии (на примере земли Мекленбург-­Передняя Померания и города Гамбург) // Вестник ЯрГ У. Серия Гуманитарные науки. – 2019. – No 4 (50). – С. 40–43.
22. Селянинова Г. Д. В поисках последователей Зайнуллы Расулева: изучение ишанизма в Пермском крае в ХХ в. на основе устных исторических источников // Ислам в современном мире. – 2017. – Т. 13. – No 3. – С. 159–170.
23. Селянинова Г. Д. «Дело антисоветской организации ишанизма» 1948 года в культурной памяти мусульманского сообщества Пермского края // Технологос. – 2019. – No 3. – С. 84–100.
24. Селянинова Г. Д. Круг чтения последователей ишанизма в Пермском крае в середине XX века // Технологос. – 2019. – No 1. – С. 71–84.
25. Силантьев Р. А. Роль новообращенных мусульман в расколах. Имперское возрождение. – 2007. – No 1 (9). – С. 69–76.
26. Сулейманов Р. Р. Русские мусульмане: классификация групп, проблема радикализма, отношение к ним в России // Мусульманский мир. – 2015. – No 4. – С. 8–39.
27. Суюнова Л. Д. Актуальные проблемы неэтнических мусульманок в регионах с мусульманским меньшинством (на примере Санкт-­Петербурга и Ленинградской области) // Minbar. Islamic Studies. – 2021. – No 14 (1). – С. 226–248.
28. Суюнова Л. Д. Смысловое содержание терминов «русские мусульмане», «этнические мусульмане» и «этнические неофиты» в исследовании феномена «религиозная конверсия» с позиций теолога // Minbar. Islamic Studies. – 2021. – No 14 (2). – С. 272–298.
29. Христофоров В. С., Гусева Ю. Н. Ишанизм как аналитическая категория в документах Восточного отдела ОГПУ и его подразделений в 1920?е годы // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. – Вып. 58. – 2020. – No 9 (443). – С. 70–75.
30. Чакон-­Тральски Д. Конверсия в ислам: постепенное преображение versus радикальное // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2018. – No 2. – С. 165–172.
31. Buckser A. Social Conversion and Group definition in Jewish Copengagen // The anthropology of religious conversion / ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­
Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman& Littlefield Publishers. Inc., 2003. – Р. 69–84.
32. Coleman S. Continuous Conversion? The Rhetoric, Practice, and Rhetorical Practice of Charismatic Protestant Conversion // The anthropology of religious conversion. Ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman&Littlefield Publishers. Inc., 2003. – P. 15–28.
33. Knoblauch H. Bekerung zum Nichtrauchen? Die Konversion in einer “unsichtbaren Religion“ am Beispiel von “Nikotine Anonymous” // Religioese Konversion: systemetische und fallorientierte Studien in sociologischer Perspektive. – Konstanz: UVK, Univ.-Verl. Konstanz, 1998. – P. 247–270.
34. Krech V., Rademacher M. Sequence analysis // The Routledge Handbook of Research Methods in the Study of Religion. 2nd Ed. – London: Routledge, 2021. – P. 445–460.
35. Norris R. S. Converting to What? Embodied Culture and the Adoption of New Beliefs // The anthropology of religious conversion / Ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman& Littlefield Publishers. Inc., 2003. – P. 171–182.
36. Rambo L. R. Anthropology and the Study of Conversion // The anthropology of religious conversion / Ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman& Littlefield Publishers. Inc., 2003. – Р. 211–222.
37. Religious Conversion. Contemporary Practices and Controversies. / Ed. by Christopher Lamb and M. Darrol Bryant. London and New York: CASSELL, 1999. – 353 p.
38. Religioese Konversion: systemetische und fallorientierte Studien in sociologischer Perspektive. – Konstanz: UVK, Univ.-Verl. Konstanz, 1998. – 274 р.
39. Shisheliakina A. Being a Woman and Being Tatar: Intersectional Perspectives on Identity and Tradition in the Post-­Soviet Context. – Tartu: University of Tartu Press, 2022. – 212 р.
40. Wohlrab-­Sahr M. Konversion zum Islam in Deutschland und den USA. – Frankfurt/Main; New York: Campus Verlag, 1999. – 403 p.

1. Anisimova, E. E. (2023) Mediynyy narrativ konvertita kak sotsiokul'turnyy i lingvopragmaticheskiy fenomen [Media narrative of convertit as a sociocultural and linguopragmatic phenomenon]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanities]. Iss. 6 (874). Pp. 25–32. (In Russian).
2. Burnasheva, A. A. (2016) Sovremennyye otechestvennyye issledovaniya religioznogo obrashcheniya (terminologicheskiy aspekt) [Modern domestic studies of religious conversion (terminological aspect)]. Vestnik Moskovskogo un-ta Ser. 7. Filosofiya [Bulletin of Moscow University. Ser. 7. Philosophy]. No. 3. Pp. 109–120. (In Russian).
3. Guseva, E. S., Bulanova, I. S., Nabiev, D. Kh. (2017) Religioznoe obraschenie v narrativakh musul’man: opyt empiricheskogo issledovaniia [Religious conversion in Muslim narratives: experience of empirical research]. Vektor nauki TGU. Seriia Pedagogika, psykhologiia [Vector of Science TSU. Series: Pedagogy, psychology]. No. 2 (29). Pp. 86–89. (In Russian).
4. Divisenko, K. S., Isaeva, V. B. (2020) Tipologiya obrashcheniya v zapadnyy buddizm v kontekste kontseptsii sotsial'nogo mekhanizma religioznoy konversii [Typology of conversion to Western Buddhism in the context of the concept of the social mechanism of religious conversion]. Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiya i upravleniye [Scientific Result. Sociology and Management]. Vol. 6. No. 3. Pp. 117–135. (In Russian).
5. Dorofeeva, T. V. (2017) Motivy konversii v krishnaizm v usloviyakh Rossii [Motives for conversion to Krishnaism in Russia]. Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki [Humanities and social sciences]. No. 2. Pp. 28–40. (In Russian).
6. Izluchenko, T. V. (2013) Russkiy islam: sovremennoye polozheniye i tendentsii razvitiya [Russian Islam: Current Situation and Development Trends]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'yeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev]. No. 1 (23). Pp. 278–282. (In Russian).
7. Ipatova, L. P. (2006) Tipy religioznogo obrashcheniya v pravoslaviye zhenshchin v sovremennoy Rossii [Types of religious conversion to Orthodoxy by women in modern Russia]. Specialty 22.00.06. “Sociology of culture, spiritual life”. Dissertation for the degree of candidate of sociological sciences. M., 177 p. (In Russian).
8. Isaeva, V. B. (2014) Sovremennyye kontseptual'nyye modeli sotsiologii konversii [Modern conceptual models of the sociology of conversion]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Bulletin of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University]. No. 166. Pp. 108–113. (In Russian).
9. Kabidenova, Zh. D., Rysbekova, Sh. S. (2019) Religioznaya konversiya i natsional'naya identichnost' [Religious conversion and national identity]. Missiya konfessiy [Mission of confessions]. No. 25. Pp. 97–106. (In Russian).
10. Lyubimova, A. I. (2009) Teorii religioznoy konversii i novyye religioznyye dvizheniya v Rossii [Theories of religious conversion and new religious movements in Russia]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy]. Vol. 10. Iss. 1. Pp. 70–74. (In Russian).
11. Malashenko, A. (2007) Islam dlya Rossii [Islam for Russia]. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN). 192 p. (In Russian).
12. Mikhaleva, A. V. (2002) Musul'mane Permskoy oblasti v 1920–50?ye gg. [Muslims of the Perm region in the 1920–50s]. Politicheskiy al'manakh Prikam'ya [Political almanac of the Kama region]. Iss 2. Pp. 166–174. (In Russian).
13. Mikhaleva, A. V. (2003) Musul'manskaya obshchina Permi i Permskoy gubernii do 1917 g. [Muslim community of Perm and Perm province before 1917]. Religiya v istorii goroda Permi (do 1917 g.) [Religion in the history of the city of Perm (before 1917)]. Perm. Pp. 25–27. (In Russian).
14. Mikhaleva, A. V. (2001) Polozheniye musul'man v Permskoy gubernii v dorevolyutsionnyy period [The situation of Muslims in Perm province in the pre-revolutionary period]. Politicheskiy al'manakh Prikam'ya [Political almanac of Prikamye]. Iss. 1. Pp. 211–214. (In Russian).
15. Mikhaleva, A. V. (2003) Sotsial'nyy portret musul'manina 1930?kh gg. [Social portrait of a Muslim of the 1930s]. Politicheskiy al'manakh Prikam'ya [Political almanac of Prikamye]. Iss 3. Pp. 178–184. (In Russian).
16. Nikiticheva, A. O. (2020) Russkiye musul'mane Podmoskov'ya: aspekty samoponimaniya i rol' v obshchinakh.[Russian Muslims of the Moscow Region: Aspects of Self-­Understanding and Role in Communities]. . Islam v sovremennom mire [Islam in the Modern World]. No. 16 (3). Pp. 145–164. (In Russian).
17. Pliszka, B. (2018) Motivy konversii pol'skikh musul'manok [Motives for the conversion of Polish Muslim women]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny [Monitoring of public opinion: Economic and social changes]. No. 2. Pp. 173–179. (In Russian).
18. Poplavsky, R. O., Klyueva, V. P. (2013) «Kak tol'ko ya pererodilsya...». Konversiya i rasskazy o ney v pyatidesyatnicheskoy traditsii: struktura i funktsii [“As soon as I was reborn...”. Conversion and stories about it in the Pentecostal tradition: structure and functions]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [International Journal of Cultural Studies]. No. 1 (10). Pp. 35–41. (In Russian).
19. Rakityansky, M. N., Zinchenko, M. S. (2015) Russkiye islamisty kak politiko-psikhologicheskaya real'nost' [Russian Islamists as a Political and Psychological Reality]. Vestnik SPbGU. Ser. 16. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of St. Petersburg State University. Series. 16. Psychology. Pedagogy]. No. 3. P. 70–82. (In Russian).
20. Romanova, A. P., Chernichkin, D. A., Topchiev, M. S., Rogov, A. V. (2019) Prichiny i mekhanizmy religioznoy transgressii v srede studencheskoy molodezhi severnogo Prikaspiya [Causes and mechanisms of religious transgression among student youth of the northern Caspian region]. Yuzhno-­Rossiyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [South-­Russian Journal of Social Sciences]. Vol. 20. No. 4. Pp. 104–120. (In Russian).
21. Ryazanova, E. F. (2019) Osobennosti religioznykh praktik nemok-­musul'manok v sovremennoy Germanii (na primere zemli Meklenburg-­Perednyaya Pomeraniya i goroda Gamburg) [Features of religious practices of German Muslim women in modern Germany (on the example of the state of Mecklenburg-­Vorpommern and the city of Hamburg)]. Vestnik YarG U. Seriya Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Yaroslavl State University. Series Humanities]. No. 4 (50). Pp. 40–43. (In Russian).
22. Selyaninova, G. D. (2017) V poiskakh posledovateley Zaynully Rasuleva: izucheniye ishanizma v Permskom kraye v KHKH v. na osnove ustnykh istoricheskikh istochnikov [In search of followers of Zainulla Rasulev: the study of Ishanism in the Perm region in the 20th century based on oral historical sources]. Islam v sovremennom mire [Islam in the modern world]. Vol. 13. No. 3. Pp. 159–170. (In Russian).
23. Selyaninova, G. D. (2019) «Delo antisovetskoy organizatsii ishanizma» 1948 goda v kul'turnoy pamyati musul'manskogo soobshchestva Permskogo kraya [“The Case of the Anti-­ Soviet Organization of Ishanism” of 1948 in the Cultural Memory of the Muslim Community of the Perm Territory]. Tekhnologos [Tekhnologos]. No. 3. Pp. 84–100. (In Russian).
24. Selyaninova, G. D. (2019) Krug chteniya posledovateley ishanizma v Permskom kraye v seredine XX veka [Reading circle of followers of Ishanism in the Perm region in the middle of the 20th century]. Tekhnologos [Tekhnologos]. No. 1. Pp. 71–84.
25. Silantyev, R. A. (2007) Rol' novoobrashchennykh musul'man v raskolakh [The Role of Newly Converted Muslims in Schisms]. Imperskoye vozrozhdeniye [Imperial Revival]. No. 1(9). Pp. 69–76. (In Russian).
26. Suleimanov, R. R. (2015) Russkiye musul'mane: klassifikatsiya grupp, problema radikalizma, otnosheniye k nim v Rossii [Russian Muslims: classification of groups, the problem of radicalism, attitude towards them in Russia]. Musul'manskiy mir [Muslim World]. No. 4. Pp. 8–39. (In Russian).
27. Suyunova, L. D. (2021) Aktual'nyye problemy neetnicheskikh musul'manok v regionakh s musul'manskim men'shinstvom (na primere Sankt-­Peterburga i Leningradsko? oblasti) [Actual problems of non-ethnic Muslim women in regions with a Muslim minority (on the example of St. Petersburg and the Leningrad region)]. Minbar. Islamic Studies [Minbar. Islamic Studies]. No. 14 (1). Pp. 226–248. (In Russian).
28. Suyunova, L.D. (2021) Smyslovoye soderzhaniye terminov «russkiye musul'mane», «etnicheskiye musul'mane» i «etnicheskiye neofity» v issledovanii fenomena «religioznaya konversiya» s pozitsi? teologa [The semantic content of the terms “Russian Muslims”, “ethnic Muslims” and “ethnic neophytes” in the study of the phenomenon of “religious conversion” from the standpoint of a theologian]. Minbar. Islamic Studies [Minbar. Islamic Studies]. No. 14 (2). Pp. 272–298. (In Russian).
29. Khristoforov, V. S., Guseva, Yu. N. (2020) Ishanizm kak analiticheskaya kategoriya v dokumentakh Vostochnogo otdela OGPU i yego podrazdeleniy v 1920?ye gody [Ishanism as an analytical category in the documents of the Eastern Department of the OGPU and its subdivisions in the 1920s]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofskiye nauki [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philosophical sciences]. Iss. 58. No. 9 (443). Pp. 70–75. (In Russian).
30. Chacon-­Tralsky, D. (2018) Konversiya v islam: postepennoye preobrazheniye versus radikal'noye [Conversion to Islam: Gradual versus Radical Transformation]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 2. Pp. 165–172. (In Russian).
31. Buckser A. Social Conversion and Group definition in Jewish Copengagen // The anthropology of religious conversion / ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­
Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman& Littlefield Publishers. Inc., 2003. – Р. 69–84.
32. Coleman S. Continuous Conversion? The Rhetoric, Practice, and Rhetorical Practice of Charismatic Protestant Conversion // The anthropology of religious conversion. Ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman&Littlefield Publishers. Inc., 2003. – P. 15–28.
33. Knoblauch H. Bekerung zum Nichtrauchen? Die Konversion in einer “unsichtbaren Religion“ am Beispiel von “Nikotine Anonymous” // Religioese Konversion: systemetische und fallorientierte Studien in sociologischer Perspektive. – Konstanz: UVK, Univ.-Verl. Konstanz, 1998. – P. 247–270.
34. Krech V., Rademacher M. Sequence analysis // The Routledge Handbook of Research Methods in the Study of Religion. 2nd Ed. – London: Routledge, 2021. – P. 445–460.
35. Norris R. S. Converting to What? Embodied Culture and the Adoption of New Beliefs // The anthropology of religious conversion / Ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman& Littlefield Publishers. Inc., 2003. – P. 171–182.
36. Rambo L. R. Anthropology and the Study of Conversion // The anthropology of religious conversion / Ed. by Andrew Buckser and Stephen D. Glazier. Lanham-­Boulder-­New York-­Toronto-­Oxford: Rowman& Littlefield Publishers. Inc., 2003. – Р. 211–222.
37. Religious Conversion. Contemporary Practices and Controversies. / Ed. by Christopher Lamb and M. Darrol Bryant. London and New York: CASSELL, 1999. – 353 p.
38. Religioese Konversion: systemetische und fallorientierte Studien in sociologischer Perspektive. – Konstanz: UVK, Univ.-Verl. Konstanz, 1998. – 274 р.
39. Shisheliakina A. Being a Woman and Being Tatar: Intersectional Perspectives on Identity and Tradition in the Post-­Soviet Context. – Tartu: University of Tartu Press, 2022. – 212 р.
40. Wohlrab-­Sahr M. Konversion zum Islam in Deutschland und den USA. – Frankfurt/Main; New York: Campus Verlag, 1999. – 403 p.

Ключевые слова:
российский ислам, неэтнические мусульмане, женщины-неофиты, Прикамье, Russian Islam, non-ethnic Muslims, female neophytes, Prikamye.

Для цитирования:
Рязанова С. В., Назметдинов Р. Я. «Таких людей стараюсь не подпускать»: мир неэтнической мусульманки в провинции // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – No 1. – С. 243–253. DOI: 10.35231/18186653_2025_1_243. EDN: SUTRNC Ryazanova, S. V., Nazmetdinov, R. Ya. (2025) “Takikh lyudej starayus' ne podpuskat'”: mir neetnicheskoj musul'manki v provintsii [“I Try not to Let Such People in”: The World of a Non-Ethnic Muslim Woman in the Provinces]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Pp. 243–253. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_1_243. EDN: SUTRNC

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина