Введение. Развиваясь в деятельности, человек сосуществует в обществе. В социуме осуществляется и процесс обучения личности. Изучение психологических детерминант успешности обучения не может быть полным без изучения качеств личности, определяющих межличностные отношения в коллективе. Особенно значима эта проблема для курсантов военно-учебных заведений, так как их процесс обучения реализуется практически без отрыва от своего воинского подразделения. Объектом изучения в данном исследовании являются курсанты, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования в высшем военно-учебном заведении. Это молодые люди юношеского возраста, в котором формируется самосознание, осознание ценности дружбы, профессионального самоопределения. Мы полагаем, что успешность курсантов в обучении во многом обусловливается их умением выстраивать эффективные взаимоотношения с сослуживцами. Цель исследования – изучение особенностей развития личностных характеристик: влиятельности (авторитетности) в коллективе, лидерских качеств, эмоционального интеллекта, агрессивности, успешных в обучении курсантов.
Материалы и методы. Обоснование личностных качеств, определяющих межличностные отношения в коллективе как детерминанты успешности обучения, проводилось методами сравнения и сопоставления результатов психодиагностического обследования. Применялись методы письменного социально-психологического опроса, психологического тестирования курсантов. Использованы методы математической статистики: частотное распределение, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирону.
Результаты. Показана целесообразность изучения и анализа личностных качеств курсантов, определяющих межличностные отношения в коллективе для определения их значимости в успешности обучения, применительно к конкретным видам деятельности – учебной, служебной, «общественной нагрузке». Обозначена важность изучения межличностных отношений в воинском коллективе для успешности обучения курсантов.
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ показал, что успешность курсантов среднего профессионального образования в обучении детерминируют влиятельность (авторитет) в воинском коллективе, качества делового и (или) эмоционального лидера, развитый эмоциональный интеллект. Указанные качества значимы для успеха курсантов в обучении в целом, включая успешность в учебной, служебной деятельности и «общественной нагрузке». Кроме того, они обусловливают успешность курсантов на протяжении всего периода обучения в военно-учебном заведении. Затрудняют успешность в обучении агрессивные формы поведения, в частности физическая, вербальная и аутоагрессия. В числе личностных качеств военных педагогов значимыми для успешности обучения курсантов являются высокий самоконтроль поведения, настойчивость и добросовестность.
Introduction. Developing in activity, a person coexists in society. The process of learning of the individual also takes place in society. The study of psychological determinants of learning success cannot be complete without studying the personality traits that determine interpersonal relationships in a team. This problem is especially significant for cadets of military educational institutions, since their learning process is carried out practically without separation from their military unit. The object of study in this research is cadets studying in educational programs of secondary vocational education in a higher military educational institution. These are young people of adolescence, when self-awareness, awareness of the value of friendship, and professional self-determination are formed. We believe that the success of cadets in training is largely determined by their ability to build effective relationships with their fellow soldiers. The purpose of the study is to study the development of personal qualities – influence (authority) in a team, leadership qualities, emotional intelligence, aggressiveness of successful cadets.
Materials and methods. The substantiation of personal qualities that determine interpersonal relationships in a team as determinants of learning success was carried out using methods of comparison and contrast of the results of psychological diagnostics. The methods used were written socio-psychological survey and psychological testing of cadets. The methods of mathematical statistics were used: frequency distribution, Student's t-test, and Piron's correlation analysis.
Results. The expediency of studying and analyzing the personal qualities of cadets that determine interpersonal relationships in a team is shown in order to determine their significance in the success of training, as applied to specific types of activity – educational, service, "social workload". The importance of studying interpersonal relationships in a military team for the successful training of cadets is indicated.
Discussion and conclusion. The conducted analysis showed that the success of cadets of secondary vocational education in training is determined by influence (authority) in the military team, qualities of a business and (or) emotional leader, developed emotional intelligence. The above qualities are important for the success of cadets in their studies as a whole, including success in academic activities, service activities and “social workload”. In addition, they determine the success of cadets throughout the entire period
of study at a military educational institution. Aggressive forms of behavior, in particular physical, verbal and auto-aggression, make learning difficult. Among the personal qualities of military teachers that are significant for the success of cadet training are high self-control of behavior, persistence and conscientiousness.
Благинин Андрей Александровичдоктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, Институт физиологии имени И. П. Павлова РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
blaginin60@rambler.ru
Чуранова Татьяна Юрьевна-
Военный институт физической культуры
Санкт-Петербург, Российская Федерация
churanow@mail.ru
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2?х т. Т. II / под ред. А. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
2. Барабанщиков В. А. Системное исследование психики // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2007. – № 1 (5). – С. 8–19. EDN: IJGJBB
3. БлагининА.А., ЧурановА. М., ЧурановаТ.Ю.Понятие «успешность обучения курсантов» военно-учебного заведения // Военный академический журнал. – 2022. – № 4 (36). – С. 28–35. EDN: OBZODT
4. ГришиновВ. П., СкрипачёвС. А., Якунин Н. И. Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12 (154). – С. 67–71.
5. Драганчук А. П. Культура межличностных отношений курсантов: содержание и диагностика // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 3. – С. 165–175. EDN: VKOHUM
6. ЕфремовО.Ю.Военная педагогика: учебник для курсантов высших военно-учебных заведений. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
7. Карпенко Л. А. Психология. Словарь / под. общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2?е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
9. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. – 2?е изд., доп. – М.: Молодая гвардия, 1973. – 240 с.
10. ЛомовБ. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448 с.
11. Маклаков А. Г. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
12. Мачульская И. А. Формирование межличностных отношений в воинском коллективе на основе развития коммуникативности курсантов военных вузов // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2021. – № 3. – С. 46–49. EDN: SDYVER
13. Петров Б. М. Краткий психологический словарь-хрестоматия / под ред. К. К. Платонова. – М.: Высшая школа, 1974. – 134 с.
14. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
15. Самыгин С. И. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 316 с.
16. Скрипников А. П. Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта: дис. … канд. психол. наук. – М., 1984. – 236 с. EDN: NPHUXB
17. Сопига В. А., Калентьев В. А. Социально-психологическая проблема культуры межличностных отношений курсантов // Актуальные проблемы современной науки. – 2009. – № 1. – С. 72–73. EDN: JWBMTB
18. ЧурановаТ.Ю.Личностные качества педагога, значимые для успешности обучения курсантов военно-учебного заведения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2022. – № 5. – С. 87–97. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-11. EDN: FTQIVU
19. Шатохина Л.В., Лисицина А.С.Особенности межличностных отношений курсантов академии ФСИН России // NovaInfo. – 2017. – № 62 – С. 389–393. EDN: YXUXAP
20. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/7756/ (дата обращения: 31.05.2024).
21. Motivation and personality: handbook of thematic content analysis / Charles P. Smith, editor; in association with JohnW. Atkinson, David C. McClelland, Joseph Veroff. – Cambridge University Press, 1992. – 708 p.
1. Ananyev, B. G. (1980) Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. in 2 volumes. Moscow: Pedagogy. (In Russian).
2. Barabanshchikov, V. A. (2007) Sistemnoe issledovanie psihiki [Systemic study of the psyche]. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika – RUDN Bulletin. Series: Psychology and Pedagogy. No. 1 (15). Pp. 8–19. (In Russian). EDN: IJGJBB 3. Blaginin, A. A., Churanov, A. M., Churanova, T. Yu. (2022) Ponyatie «uspeshnost' obucheniya kursantov» voenno-uchebnogo zavedeniya [The concept of "successful training of cadets" of a military educational institution]. Voennyj akademicheskij zhurnal – Military academic journal. No. 4 (36). Pp. 28–35. (In Russian). EDN: OBZODT
4. Grishinov, V. P., Skripachev, S. A., Yakunin, N. I. (2017) Mezhlichnostnye otnosheniya kursantov voenno-uchebnogo zavedeniya [Interpersonal relationships of cadets of a military educational institution]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta – Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. No. 12 (154). Pp. 67–71. (In Russian).
5. Draganchuk, A. P. (2018) Kul'tura mezhlichnostnyh otnoshenij kursantov: soderzhanie i diagnostika [The culture of interpersonal relations of cadets: content and diagnostics]. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya – Pedagogy and psychology of education. No. 3. Pp. 165–175. (In Russian). EDN: VKOHUM
6. Efremov, O. Yu. (2008) (ed.) Voennaya pedagogika: uchebnik dlya kursantov vysshih voenno-uchebnyh zavedenij [Military pedagogy: textbook for cadets of higher military educational institutions]. St. Petersburg: Piter. (In Russian).
7. Karpenko, L. A. (1990) Psihologiya. Slovar' [Psychology. Dictionary]. Moscow: Politizdat. (In Russian).
8. Klimov, E. A. (2004) Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Academy. (In Russian).
9. Kolominsky, Ya. L. (1973) CHelovek sredi lyudej [A man among men]. Moscow: Young Guard. (In Russian).
10. Lomov, B. F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka. (In Russian).
11. Maklakov, A. G. (2004) (ed.) Psihologiya i pedagogika. Voennaya psihologiya [Psychology and pedagogy. Military psychology]. St. Petersburg: Piter. (In Russian).
12. Machulskaya, I. A. (2021) Formirovanie mezhlichnostnyh otnoshenij v voinskom kollektive na osnove razvitiya kommunikativnosti kursantov voennyh vuzov [Formation of interpersonal relations in a military team based on the development of communication skills of cadets of military universities]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Problemy vysshego obrazovaniya – Proceedings of Voronezh State University. Series. Problems of Higher Education. No. 3. Pp. 46–49. (In Russian). EDN: SDYVER
13. Petrov, B. M. (1974) Kratkij psihologicheskij slovar'-hrestomatiya [Brief psychological dictionary-reader]. Moscow: Higher School. (In Russian).
14. Rubinstein, S. L. (1973) Problemy obshchej psihologii [Problems of General Psychology]. Moscow: Pedagogy. (In Russian).
15. Samygin, S. I. (2022) Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya [Developmental and Age Psychology]. Rostov n/D: Phoenix. (In Russian).
16. Skripnikov, A. P. (1984) Obshchenie v kursantskih kollektivah kak uslovie razvitiya lichnosti kursanta [Communication in cadet groups as a condition for the development of the cadet’s personality]. diss. … candidate of psychological sciences. Moscow. (In Russian). EDN: NPHUXB
17. Sopiga, V. A., Kalentyev, V. A. (2009) Social'no-psihologicheskaya problema kul'tury mezhlichnostnyh otnoshenij kursantov [Social and psychological problem of the culture of interpersonal relations of cadets]. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki Aktual'nye problemy sovremennoj nauki – Actual problems of modern science. No. 1. Pp. 72–73. (In Russian). EDN: JWBMTB
18. Shatokhina, L. V., Lisitsyna, A. S. (2017) Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij kursantov akademii FSIN Rossii [Features of interpersonal relations of cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia]. NovaInfo – NovaInfo. No. 62. Pp. 389–393. (In Russian). EDN: YXUXAP
19. Churanova, T. Yu. (2022) Lichnostnye kachestva pedagoga, znachimye dlya uspeshnosti obucheniya kursantov voenno-uchebnogo zavedeniya [Personal qualities of a teacher that are important for the success of training cadets of a military educational institution]. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii – Herzen Readings: Psychological Research in Education. No. 5. Pp. 87–97. (In Russian). DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-11. EDN: FTQIVU
20. Encyclopedic Dictionary of Psychology and Pedagogy (2013). Available at: https://psychology_pedagogy.academic.ru/7756/ (accessed 31 May 2024). (In Russian).
21. Smith, C. P. (1992) (ed.) Motivation and personality: handbook of thematic content analysis / in association with JohnW. Atkinson, David C. McClelland, Joseph Veroff. Cambridge University Press.